Как восстановить речь после инсульта
Содержание статьи
Инсульт – болезнь, которая с каждым годом молодеет. Случиться он может по причине слабых сосудов или повышенного артериального давления – это геморрагический инсульт. Второй вид инсульта – ишемический, случается, если сосуды закупорены тромбом или сужены из-за спазма, а так же при атеросклерозе.
В России ежегодно регистрируется более 400 000 инсультов, летальность при которых достигает 35 %.
Но если с человеком уже случился инсульт, то вряд ли близкие сосредоточат свое внимание на причинах, здесь важно бросить все силы на восстановление физических и психических функций организма. Одним из психических процессов, которые нарушаются при инсульте, является речь.
Восстановление речи после инсульта – это длительный процесс, который требует терпения самого больного и его родных. Своевременная помощь логопеда является залогом успеха в этом нелегком деле. Очень важно проводить логопедические занятия с первых недель после инсульта. Это наиболее благоприятное время для восстановления потерянных речевых функций и если его пропустить, то восстановление речи может быть не полным.
Речевые нарушения
Для того чтобы определить, как восстановить речь после инсульта, надо знать с каким видом нарушения мы имеем дело.
Большинство речевых нарушений после инсульта протекаю по типу афазий.
Афазия (от греч. a phasis — отсутствие высказывания) — это системное нарушения речи, вызванное локальным поражением коры головного мозга.
Тотальна афазия
В первые дни после инсульта у больного проявляется тотальная афазия – он не говорит, не понимает обращенной речи, ничего и никого не помнит.
Моторная афазия
В последующие дни на смену тотальной афазии может прийти моторная афазия — больной узнает близких, понимает обращенную речь, но сам не может общаться с окружающими. Позже при общении он начинает произносить отдельные звуки с яркой интонационной окраской, так он пытается выразить свои мысли и желания.
Афазия — системное нарушение уже сформировавшейся речи.
При моторной афазии нарушен речедвигательный центр или центр Брока. Он находится в задней трети нижней лобной извилины левого полушария и отвечает за моторную функцию речи. В этом случае нарушена звукопроизносительная сторона речи, а понимание речи в основном остается сохранным.
Некоторые больные при этом могут воспроизводить отдельные речевые движения, но затрудняются объединить их при произнесении слов. Могут путать сходные по артикуляции звуки.
Сенсорная афазия
При сенсорной афазии нарушено понимание обращенной речи. Другое название этого типа афазии – Афазия Вернике. Причиной является органическое поражение центра, обеспечивающего звуковой анализ устной речи.
Центр Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины, если мы имеем дело с правшами, в левом полушарии. В результате, тем, что больной не распознает звуковой и слоговой состав слов, вследствие чего не понимает их смысла. Родную речь он воспринимает как иностранную.
Это ограничивает контакт с больным и препятствует определению степени поражения функций речи. Нарушения речи при инсульте могут быть смешанного характера – моторно-сенсорные.
После инсульта встречается так же семантическая и амнестическая афазии.
Семантическая афазия
При семантической афазии больному трудно дается понимание сложных речевых оборотов. Понимание простых обращений и простые высказывания остаются доступными.
Амнестическая афазия
При амнестической афазии страдает только называние предметов. Повторная, диалогическая и спонтанная речь при этом виде афазии остаются сохранными. Причем это не связано с нарушением зрительной памяти, причиной является трудность выбора нужного слова из существующего словарного запаса.
Логопедическая работа
Прогноз восстановления речи
После обследования больного и определения типа афазии следует немедленно приступать к логопедическим занятиям. Для того чтобы вселить оптимизм в родственников и больных хочется отметить, что до 30 % больных выписываются из больницы с почти полностью восстановленной речью. Конечно, при условии, что в штате больницы есть логопед, который начинает проводить логопедические занятия с больными в 1-3 неделю после начала болезни.
Логопедия — наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания.
Больные, которые даже после занятий с логопедом выписываются с более тяжелыми нарушениями, при последующей регулярной помощи логопеда могут полностью справиться с речевыми недостатками и выйти на работу.
Психологическая поддержка
Очень важно, чтобы персонал больницы и близкие больного поддерживали в нем оптимистический настрой. Ни в коем случае не допустимы при больном высказывания о нем, как о человеке, обреченном на инвалидность. Иначе он будет воспринимать инсульт, как полную потерю речи. После инсульта пациенты эмоционально очень восприимчивы. Добрые слова в этом случае помогут, а безразличные и необдуманные навредят.
Логопедические приемы
В самом начале производит растормаживание речевых функций на основе прежних речевых стереотипов. Проверяется реакция больного на слабые раздражители (шепот, тихий голос). Работа ведется от легких заданий к трудным.
Тут важно понимать, что для каждого больного речевая нагрузка должна быть разной, в зависимости от типа афазии и степени нарушения речи. То есть первое занятие должно быть легким для данного конкретного больного. Для одного легче называть предметы, для другого вести диалог и т. д. Но нельзя давать слишком легкие задания, степень сложности должна все время нарастать.
На первых этапах занятий для речевого растормаживания следует использовать материал, значимый для данного больного по эмоциональному и смысловому содержанию. Чего не следует делать на начальном этапе работы, это предлагать работу с отдельными словами вне контекста и звуками. При восстановлении речи логопеду необходимо, по возможности, раньше создать для больного условия, при которых он вынужден вступить в диалог.
Логопедические занятия после инсульта с применением элементов музыкотерапии дают стойкие положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, начатое логопедом, ему можно предложить прослушать и спеть любимые песни.
Пение помогает восстанавливать речь после инсульта
Здесь очень важно выяснить, какие песни знает и предпочитает больной. В процессе пения он сначала нечетко, затем лучше произносит слова песен. Такие занятия протекают в позитивной обстановке и больной с удовольствием выполняет задания.
Для людей с сенсорной афазией применяют наглядные материалы. Больному показывают картинку, предлагают ее срисовать (если позволяет его состояние), и называют слово, обозначающее предмет на картинке. Все действия, производимые логопедом с больным, сопровождаются комментариями тихим спокойным голосом: «Сейчас я поправлю тебе подушку. Подними голову. Теперь можешь положить голову на подушку» ит. д.
Продолжительность занятий и промежутки времени между ними определяются индивидуальными возможностями больного. В среднем длительность речевых занятий в первые недели после инсульта 7-15 мин. Через 2 месяца время занятий можно увеличить до 30 мин. Следует так же контролировать речевую нагрузку на слух. В палате не должны работать радио и телевизор, не должно быть шумно. Посторонние звуки утомляют и истощают больного.
Логопедическая помощь на поздних этапах
Если логопедическая не была оказана в первые недели, речевые нарушения приобретают стойкий характер. И в этом случае есть возможности для восстановления речи, но работу с больным должен вести логопед-афазиолог, у которого свои методы и приемы восстановления речи на поздних этапах.
Занятия с больным в домашних условиях
Самостоятельные занятия с больным после инсульта родные могут проводить только с разрешения или по просьбе логопеда. Здесь важно не навредить: не дать излишнюю речевую нагрузку или непосильные упражнения для больного, не разрушить его оптимизм.
Родным иногда не хватает терпения, они хотят как можно раньше слышать восстановленную речь. И неуспех больного в выполнении упражнений вызывает у них разочарование, которое выдают их мимика и жесты. Больной, замечая такую реакцию, теряет позитивный настрой и, впоследствии, может отказываться от занятий. Поэтому на логопедических занятиях не рекомендуется присутствовать родственникам пациента.
Процесс восстановление речи после инсульта
Содержание
Процесс восстановления речи очень длинный
Восстановление речи после инсульта — процесс, который нужно начинать сразу же после того, как состояние после инсульта стабилизировалось. Нужно быть готовым к тому, что он займет больше времени, чем восстановление двигательных функций. Все может затянуться до шести лет, хотя даже после такого промежутка времени речь может возобновиться не полностью. Больного нужно заверить в том, что успешность лечения в первую очередь зависит от его собственных усилий.
За улучшением речевых функций должен следить врач логопед. Он может назначить как медикаментозное лечение, так и логопедические упражнения. Если пытаться лечить больного самостоятельно, можно нанести большой вред, тогда шансы на выздоровление будут значительно снижены. Стоит отметить, что речевые расстройства бывают двух видов, каждый из которых требует отдельного лечения.
Формы расстройств
Вначале рассмотрим проявление каждой формы, а затем лечение, которое требуется в каждом виде.
- Афазия. Нарушается сам феномен речи как проявление высшей нервной деятельности. Пациент не способен распознать письменную или устную речь, однако он слышит звуки и слова. Это сенсорная афазия. Из-за того, что в нужных отделах неокортекса не формируется необходимый импульс, больной не может произнести слово. Это так называемая моторная афазия или речевая апраксия. Существует тотальная афазия, при которой человек не только не может говорить сам, но и не понимает, что ему говорят.
- Дизартрия. Это дефект в произношении слов и звуков. Человек отлично понимает, что ему говорят, может писать и читать, однако говорить, не способен, так как работа мышц, которые ответственны за произношение звуков, нарушена. Это также называется нарушением артикуляции, при которой поражаются отделы подкорковых структур и лобных долей.
Теперь самое время обсудить, какие методы лечения применяются в каждом виде.
Лечение афазии и дизартрии
- Логопедический метод. В этом случае речь, чтение и письмо восстанавливаются тренировками и закреплением лингвистических навыков. Также применяется мелодическая интонационная терапия, которая направлена на то, чтобы активировать функции правого полушария мозга. Восстанавливать когнитивные функции и речь можно с помощью компьютерной техники. Логопедический метод приносит наибольшую пользу при взаимодействии с фармакологическими методами, которые направлены на то, чтобы привести в нормальное состояние поврежденное полушарие. Хотя при тяжелой афазии еще применяются другие методы.
Как восстановить речь после инсульта
Приступ инсульта происходит из-за закупоренных, слишком слабых сосудов с тонкими стенками (ишемический) или повышенного кровяного давления (геморрагический). После любого вида инсульта возвращение к жизни происходит трудно и долго. Кроме ограничений в движениях чаще всего страдают и психические функции, в том числе речь. Восстановление речи после инсульта требует привлечения логопеда и повышенного внимания родных. Важно начать занятия в течении первых недель после приступа. На более поздних сроках полного восстановления добиться трудно.
Виды нарушений речи после инсульта
Примерно 25% пациентов после приступа страдают от нарушений речевого аппарата, которые медики классифицируют как афазии.
Вид афазии зависит от локализации и объема поражений мозга:
- если поражается центр Брока. то наступает моторная афазия, которая характеризуется неспособностью выражать мысли с помощью слов, то есть, пациенты не могут определить словами то, о чем думают. Такие больные помнят родных и близких и могут понять, что они говорят, но сами произносят только отдельные звуки;
- если поражена область Вернике (задняя часть мозга), то развивается рецептивная (сенсорная) афазия, при которой пациенты не понимают речь, но могут произносить лишенные смысла слова и предложения. Это значит, что они не в состоянии опознать значение звуков и понять их смысл. Чаще всего родная речь такими больными воспринимается как иностранная;
- если развивается семантическая афазия. пациент понимает только простые слова и предложения;
- при амнестической афазии пациент владеет спонтанной и диалогической речью, то есть, называет близких по имени, но не может выбрать нужное слова для определения названий окружающих его предметов;
- самая тяжелая форма – глобальная (тотальная) афазия, при которой поражается несколько участков мозга. Это значит, что пациент не только не разговаривает, но и не понимает, что говорят окружающие.
После того, как врач определит тип афазии, необходимо сразу же начать занятия с логопедом. Из данных статистики следует, что 30% больных начинают разговаривать еще до выписки из стационара. Но это относится только к лечебным учреждениям, в штате которых имеется логопед-афазиолог и он действительно занимается с больными. При обширных повреждениях мозга работа с логопедом продолжается и после возвращения домой.
Процесс восстановления речи после инсульта
Способности мозга к восстановлению до сих пор полностью не изучены. Медики считают, что после ишемического или другого вида инсульта функции погибших клеток начинают выполнять те, которые расположены по близости. Кроме того, мозг создает и новые клетки на замену утраченным. Это значит, что восстановить после инсульта функцию речи возможно, если у пациента и его окружения достаточно времени и терпения.
Как восстановить речь после инсульта? В данном процессе главное – и социальная служба, и пациент, и его близкие должны принимать активное участие в процессе. От этого зависит, как быстро пройдет восстановление и в каком объеме будет компенсирован неврологический дефицит, вернется ли больной к прежней жизни или утратит трудоспособность.
Процесс реабилитации должен быть комплексным и состоять из:
- медикаментозной терапии;
- речевой терапии;
- хорошего ухода.
Перед началом занятий необходимо проверить реакции пациента на тихий голос, шепот, определить основы речевых стереотипов, которые были до приступа. Основной принцип – начинать с самых легких упражнений, постепенно переходя к более сложным заданиям. Нужно так же учитывать индивидуальные особенности, степень разрушения функций мозга и вид афазии. Ведь один пациент свободно ведет диалог, а другому проще назвать окружающие его предметы.
Важно так же подобрать для упражнений такой материал, который для больного важен по смысловой нагрузке и эмоционально. Нельзя начинать работу с обучения отдельным звукам или словам. Важно так же уже с первых упражнений вовлечь пациента в диалог.
Продолжительность занятий определяется индивидуально, в соответствии с особенностями конкретного человека. Средняя длительность – 7-15 минут. За два месяца продолжительность одного занятия должна увеличиться до получаса. Во время выполнения упражнений следует выключить радио и телевизор, исключить другие посторонние шумы.
Положительные результаты для большинства больных, перенесших ишемический или другой инсульт, дает музыкотерапия. Но важно предварительно узнать, какие песни конкретный человек помнит и любит. При затруднении закончить начатое предложение или составить свое можно предложить вместе спеть знакомую песню. Подобные упражнения больные выполняют более охотно, чем стандартные.
Если в результате приступа инсульта у больного образовалась сенсорная форма афазии, лучше использовать картинки, предлагая рассказать, что он видит, и перерисовать изображение. Врач-логопед всегда должен быть спокойным и все слова произносить тихим голосом. Если в течении первых недель после приступа все сделать правильно, восстановление становится достаточно эффективным и стойким. Но занятия имеет право проводить только логопед-афазиолог.
Родственники должны ориентироваться на посильную помощь логопеду. По его просьбе можно некоторые упражнения делать самостоятельно. Главное в этом деле – не навредить. Поэтому необходимо настроить больного оптимистично и не допускать слишком больших нагрузок. Восстановление речи после инсульта требует постоянного общения с больным, даже если он сам не разговаривает. Чаще всего у таких больных речь не восстанавливается, поэтому логопед обучает их другим способам общения.
Процесс восстановления речи после ишемического или другого вида инсульта может длиться до трех лет, хотя основное необходимо сделать в течении первого года. Через три года больной обычно уже приспособлен к дефектам, которые исправить невозможно. Труднее всего, если пациент безразлично относится к собственному состоянию. Задача родных – пробудить интерес к упражнениям, при этом не проявляя излишней опеки.