Восстановление речи у пациентов после инсульта
Формы расстройства речи после инсульта
Логопед восстанавливает речевую функцию у больного после инсульта
Обычно в первые дни после перенесенного инсульта больной совсем не может говорить, он не понимает речи окружающих. Так проявляется тотальная афазия, которая через несколько дней может смениться одной из форм речевого расстройства. Специалисты различают такие формы афазий в зависимости от локализации поражения мозга:
- Сенсорная афазия — при данной форме речевого расстройства у человека теряется представление о звуках, он не может различать их на слух. Как результат, страдает общее понимание речи — больной слышит одно слово, а воспринимает другое.
- Моторная афазия — органы артикуляции во рту больного принимают неправильное положение, он совсем не может говорить или искажает звуки речи, заменяет один звук другим.
- Амнестическая, акустико-мнестическая афазия — пациент забывает названия предметов, действий, качеств, он знает, что хочет сказать, но не находит слов.
- Динамическая афазия — больной не может связать одно слово с другим, продумать свою речь наперед.
- Семантическая афазия — человеку сложно понять смысл сложных речевых конструкций, пословиц, поговорок.
При афазии у человека нарушается не только понимание речи или произношение, после инсульта больной не может читать, писать и считать. Афазия полностью изменяет семейный и социальный статус человека, его отношение к себе самому и к окружающей действительности. Таким образом, к основным задачам речевой реабилитации больного относят не только восстановление речи, но и его социальную адаптацию.
Когда следует начинать реабилитацию больного после инсульта
Реабилитация больного после инсульта — это очень длительный процесс, на полное восстановление речи требуется до двух, а в некоторых случаях и до шести лет. Эффективность восстановления речи часто зависит и от того, когда начинается работа по реабилитации больного.
Как правило, к концу третьей недели после инсульта можно определить основную форму афазии. Именно в этот момент логопед определяет методы работы при данном расстройстве речи, и начинается ранний восстановительный период. Длится этот период до шести месяцев.
По данным исследований, проведенных отечественными и зарубежными специалистами, раннее начало работы над восстановлением речи пациента влияет на скорость реабилитации, способствует более эффективному восстановлению речи.
Хорошего результата можно достичь, если начинать реабилитационную работу не позже чем в первые три месяца после инсульта. При этом необходимо проводить восстанавливающие упражнения для речи не менее трех часов в неделю в течение как минимум пяти месяцев. В некоторых случаях постепенное улучшение речи наблюдается и в более поздние сроки, вплоть до двух лет.
Выбор методики восстановления речи после инсульта
Как показывает практика, у одной и той же формы речевого расстройства могут быть различные проявления в зависимости от особенностей личности пациента. И наоборот. Нередко у больных наблюдаются совершенно одинаковые на первый взгляд симптомы, но механизмы этих симптомов очень отличаются друг от друга. Очень трудно разобраться в специфике расстройств речи, не имея специального образования, поэтому родственники не должны вмешиваться в процесс лечения, и тем более не должны решать, какой метод выбрать для работы с больным.
На раннем этапе восстановления речи логопед применяет методики реабилитации в зависимости от формы афазии. Эти методики направлены на то, чтобы стимулировать понимание речи на слух, создать условия для растормаживания простых, хорошо устоявшихся видов речи, стимулировать больного к употреблению в ответах слов, обозначающих действие. Со временем применяются методики стимулирования чтения и письма.
Восстановление речи больного — работа логопеда
Восстановлением речевой функции у больного после инсульта может заниматься только логопед. Работа по реабилитации речи требует от логопеда не только знаний по педагогике, но и по ряду смежных наук: психологии, неврологии, лингвистике. В профессиональные качества логопеда должно входить умение располагать к себе людей, устанавливать предельно доверительные отношения.
Только специалист по восстановлению речи имеет право выбирать наиболее эффективные методы работы, определять их дозировки и рамки использования, это чисто профессиональная задача. Родственники не могут предлагать больному после инсульта выполнять упражнения для восстановления речи по собственному разумению, и, тем более, выбирать методы логопедической работы. Забота родственников о близком человеке понятна, поэтому, чтобы не навредить лечению, их главной обязанностью является осознанно, аккуратно, даже педантично, выполнять все предписания лечащего врача, помочь больному приготовить задание к следующему занятию, стимулировать его к активной речевой деятельности.
Некоторые люди считают, что неправильно подобранные методы работы логопеда с больным не принесут большого вреда. Такое мнение ошибочно. Неправильное применение приемов работы по восстановлению речи может привести к отрицательным последствиям. К примеру, больной может вообще потерять веру в успешность обучения, его активность может резко снизится, это может стать причиной полного отказа от занятий. Логопедические методы работы, их выбор и осуществление — очень сложный и тонкий процесс.
Помощь родственников в восстановлении речи больного после инсульта
Восстановление организма после инсульта происходит медленно и зависит от индивидуальных особенностей пациента
Родные пациента после инсульта должны как можно больше с ним разговаривать, обсуждать обычные бытовые ситуации, это способствует восстановлению понимания речи окружающих, «речи про себя». Если вам показалось, что больной вас не понял, повторите вопрос четко, громко и медленно. Для успешной реабилитации полезно слушать вместе радио, смотреть телепередачи. Даже обсуждение домашних забот или небольших семейных событий в присутствии больного будет способствовать восстановлению его речи. При этом проконсультируйтесь с логопедом, как правильно себя вести, чтобы не помешать процессу выздоровления. Очень рекомендую книгу «Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи» замечательного педагога-логопеда Т.Г. Визель. В ней вы найдете подробно описанные упражнения для восстановления речи после инсульта. Книга адресована логопедам, педагогам, родителям.
Эмоциональный фактор и его влияние на эффективность восстановления речи
Афазия после инсульта
Чаще всего во взрослом возрасте нуждаются в логопедической помощи (причем срочной помощи) те, кому поставлен диагноз афазия (утрата, распад речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга) чаще всего, после инсульта .
Что делать, чтобы помочь близкому человеку восстановить речевую функцию?
Всем близким больного афазией нужно знать. что первые полгода (максимум год) после появления афазии являются наиболее плодотворными в плане восстановления речи. Поэтому необходимо сразу же выяснить у невролога, какая форма афазии у вашего близкого и найти информацию о том, как заниматься с больным афазией.
Без промедления следует организовать консультацию логопеда (лично или по Скайпу. если квалифицированного специалиста нет в вашем городе) и приступать к занятиям по восстановлению речи. Только логопед сможет определить форму афазии, тяжесть поражения и грамотно подберет пути коррекции речи. Желательно, чтобы первое время после инсульта, ваш близкий имел возможность как можно чаще заниматься с логопедом. Когда степень тяжести проявления афазии уменьшится, появится положительная динамика, вы сможете снизить частоту занятий с логопедом и активно подключиться к занятиям по восстановление речи вашего близкого. Поверьте, все это в ваших силах и вы сможете организовать самостоятельные занятия, чтобы помочь родному человеку снова говорить и понимать речь!
Вам в помощь я предлагаю свои статьи в рубрике Потеря речи после инсульта . Так же вы можете посмотреть Видеоуроки по афазии. в которых я стараюсь собрать самые эффективные приемы и свой положительный опыт по восстановлению речи у моих пациентов. На собственном опыте я много раз убеждалась — если близкие и родные заболевшего афазией с желанием и воодушевлением включаются в процесс занятий по восстановлению речи, эффект бывает замечательный. А что может быть дороже для логопеда, который столько сил вкладывает в свою работу? И как грустно бывает, когда пациента оставляют один на один со своей бедой, потерявшего возможность полноценно общаться.
В любом случае, время не должно быть упущено. так как по прошествии 6-ти месяцев — 1 года шансы на восстановление речевых функций существенно, а чаще всего и необратимо, снижаются.
Очень многое здесь могут делать близкие, если у них будет информация – как заниматься и материалы для занятий по устранению различных форм афазии. даже если организовать занятия с логопедом на регулярной основе не представляется возможным (нет подходящего специалиста или вы слишком далеко живете, чтобы пригласить его на дом).
В таком случае Вы можете получить консультацию и/или курс логопедических занятий по Скайпу (Skype) . что очень удобно для пациентов с афазией, ведь каждый выезд из дома сразу после выписки из больницы — является проблемой. А правильно подобрать методы восстановления речи исходя из симптоматики афазии может только логопед.
Так же вы можете воспользоваться моими видеоуроками . основанными на практическом опыте моей работы с больными афазией. В видеоуроках изложены конкретные упражнения по каждой форме афазии.
На этом сайте будут публиковаться практические материалы по данной тематике, которые могут оказаться полезными для занятий с вашими близкими по преодолению афазии. Буду очень рада, если смогу помочь своим опытом и знаниями всем, кто столкнулся с такой проблемой, как афазия. Успехов вам на этом благородном пути!
Кулакова Наталья Игоревна
Восстановление речи (логопедические приемы) в постинсультном периоде
Как мы уже не раз говорили, обширность зоны мозгового поражения практически напрямую способна влиять на степень тяжести речевых расстройств, возникающих после инсульта. Подобные расстройства, как правило, оказывают наиболее негативное воздействие на пострадавших от мозгового удара, так как вместе с функцией речи пациенты теряют функции социальной коммуникабельности, что способствует полной дезадаптации больных после инсульта.
Афазия после мозгового удара
Важно также понимать, что восстановление речи после инсульта обычно происходит наиболее медленно, если сравнивать его с процессом восстановления двигательных или иных функций. Более того, восстановление речи, к сожалению, далеко не всегда оказывается полным, по крайней мере в первый год реабилитационного периода после перенесенного инсульта.
А дело здесь в том, что при полной сохранности сугубо физических параметров и функций так называемого речевого аппарата (ведь гортань, губы, а также небо и язык остаются физиологически нормальными после инсульт-патологии) у пострадавшего происходит существенное расстройство специфических речевых отделов, располагающихся в головном мозге и пострадавших после кровоизлияния в мозг.
Что такое афазия и каковы ее основные формы?
Для того, чтобы точно понять, как восстановить речь у пострадавшего после инсульта желательно разобраться в механизме развития афазий. Итак, как вы вероятно поняли, в медицинской среде те или иные нарушения речи, связанные (или не связанные) с состоянием инсульта называются афазией. Иными словами, афазия в той или иной ее форме – это всегда системное поражение речевой деятельности, в результате определенного поражения коры головного мозга.
Сами медики различают несколько основных видов афазии, возникающей после мозгового удара, которые мы представим в виде таблицы: