Ишемическая болезнь сердца группа инвалидности

Стандартный

только для жителей Москвы и МО

    Паутина Е.Ю.

юрист на сайте Мельников Ю.Н.

юрист на сайте Демидова В.В.

юрист на сайте Козлов А.Е.

юрист на сайте Дмитрий

юрист на сайте Осауленко С.П.

юрист на сайте Рахманов Н.Д.

юрист на сайте Мингазов Ю.С.

юрист на сайте Ивашин А.Г.

юрист на сайте Батура В.И.

юрист на сайте Гудкова Г.В.

юрист на сайте Любарский С.В.

юрист на сайте Удовенко О.В.

юрист на сайте

Здравствуйте, уважаемый гость!

Сейчас на сайте 142 юристa.

Какой у Вас вопрос?

Положена ли инвалидность при ИБС стенокардия 2 ст.?

20 лет назад (мне тогда было 18 лет) у меня было заболевание ВПС — стеноз аортального клапана, была сделана операция по протезированию аортального клапана. В виду занесения вируса синегнойной палочки, в течение трех недель было сделано еще две операции, при последней операции грудная клетка не сшивалась, а стягивалась естественным путем в течение 6 месяцев. Постольку поскольку я тогда был в плачевном состоянии, мне была назначена сразу инвалидность 1 гр. затем 2 гр. и 3 гр. на год, и вот уже почти 15 лет я без инвалидности.

На протяжении последних 5 лет врачи фиксируют устойчивое повышенное давление, которое порой доходит до 160 на 110. Имеются непонятная тяжесть в области сердца и одышка, возникающая практически при любой физической нагрузки. Работать постоянно (в течение всего рабочего дня мне затруднительно), в связи с чем вынужден заниматься частной юридической практикой. В прошлом месяце при прохождении ЭКГ был поставлен диагноз ИБС стенокардия 2 степени. Окончательно процедура обследования еще не завершена, впереди еще ждет УЗИ и консультация кардиолога.

Но хотелось бы вообще знать, что меня может ждать впереди и можно ли получить инвалидность 3 группы?

Здравствуйте. Уважаемый Владимир, вопрос о присвоении Вам инвалидности решает комиссия на основании имеющихся данных обследований и существующих на данный момент подзаконных актов. Обычно стенокардия малых степеней не служит показанием для инвалидности, однако комиссия с учетом всей совокупности данных может придти к другому выводу.

Психологический реабилитационный потенциал инвалида (на примере больных с ишемической болезнью сердца)

Порохина Жанна Вячеславовна

Психологический реабилитационный потенциал инвалида

(на примере больных с ишемической болезнью сердца).

Общая характеристика работы

Актуальность исследования.

В последнее десятилетие в связи с изменением концепции инвалидности, реабилитация инвалидов стала осознанной основой социальной политики государства. Психологическая реабилитация играет одну из главных ролей в системе реабилитационных мероприятий, так как изменение социальной ситуации развития человека, связанной с хроническим заболеванием и инвалидностью, приводит к специфическим изменениям его личности, что сказывается на всех сферах жизнедеятельности человека (Э.Б.Боровик, В.М.Коробов, А.И.Осадчих и др.)

Известно, что болезни, травмы, дефекты создают особую ситуацию развития личности, так как у человека, ставшего инвалидом, изменяются условия существования, а отсюда – качество и стиль жизни (Р.М.Войтенко, И.Ю.Левченко, Н.Б.Шабалина и др.). Сможет или не сможет адаптироваться человек в этой ситуации, во многом зависит не от функционирования отдельных органов или систем, а от личности в целом. От позиции инвалида зависит и сама возможность его включения в реабилитационный процесс и, конечно же, эффективность всех реабилитационных мероприятий, не только психологического, но и медицинского, социального, профессионального характера.

Согласно данным официальной статистики по РФ, на долю болезней системы кровообращения приходится 49,8 % всех случаев инвалидности. В контингенте инвалидов вследствие болезней системы кровообращения удельный вес инвалидов вследствие ишемической болезни сердца (ИБС) наивысший – он составляет 45 %. Нельзя не отметить, что все большее число лиц именно молодого, трудоспособного возраста становятся жертвами этого заболевания.

Хорошо продуманная система реабилитационных мероприятий способна послужить практически полному возврату данной категории лиц к привычному образу и ритму жизни. Но без учета личностных особенностей инвалида и оценки его ресурсных возможностей, невозможно выстроить эффективную систему реабилитационных мероприятий, способных возвратить человека к полноценной жизни. Психологический реабилитационный потенциал (ПРП) инвалида как раз и призван определить возможности, ресурсы личности для осуществления как психологической, так и комплексной реабилитации.

Определение уровня психологического реабилитационного потенциала имеет ценность и для самого инвалида, так как указывает человеку на скрытые в нем самом личностные ресурсы, за счет которых возможна компенсация ограниченных возможностей и наиболее полная реадаптация в новой для него социальной ситуации развития.

Определение уровня психологического реабилитационного потенциала имеет также прогностическую ценность, так как позволяет сформировать прогноз на дальнейшую жизнь лица с ограниченными возможностями.

Проблема реабилитационного потенциала инвалидов и ранее привлекала внимание исследователей (В.П.Белов, Д.Е.Мелехов, М.М.Кабанов), однако практически все исследования были выполнены в русле медицинской науки и в большей степени касались аспектов медицинской реабилитации. Только в последнее десятилетие, в связи с изменением концепции инвалидности, исследователи стали активно говорить о значении психологического аспекта реабилитации и психологическом реабилитационном потенциале инвалидов (Н.Б.Шабалина, 2000; Р.М.Войтенко,2001; Е.М.Старобина, С.А.Стеценко, 2002). Однако до настоящего времени развернутых исследований данного явления не существует. Роль и значение психологического реабилитационного потенциала инвалида остаются мало понятными и плохо изученными. Хотя в практической деятельности психологов, работающих в системе медико-социальной экспертизы, определение уровня психологического реабилитационного потенциала имеет большое значение, процесс этот сегодня носит больше интуитивно-эмпирический характер.

Все выше изложенное свидетельствует об актуальности исследования по проблеме психологического реабилитационного потенциала инвалида.

Цель исследования: разработать практическую модель определения уровня психологического реабилитационного потенциала у лиц с ограниченными возможностями (на примере больных с ИБС).

Объект исследования: реабилитационный потенциал инвалида в экспертно-реабилитационном процессе.

Предмет исследования: психологический аспект реабилитационного потенциала инвалида.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что существуют индивидуально-психологические особенности личности, которые активно влияют на процесс реадаптации и реабилитации индивида в ситуации инвалидизирующего заболевания. Знание о структуре психологического реабилитационного потенциала и факторах, влияющих на его уровень, позволит создать интегральную модель определения уровня ПРП у лиц с ограниченными возможностями (на примере больных с ИБС).

Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ основных понятий и методологических основ исследования личности в условиях инвалидизирующего заболевания на основе изучения литературных источников по проблеме исследования.

2. Составить психодиагностический комплекс методик для изучения психологических особенностей инвалидов вследствие болезней системы кровообращения.

3. Изучить психологические особенности инвалидов вследствие болезней системы кровообращения (на примере больных с ИБС).

4. Провести классификацию исследуемой подгруппы по уровню психологического реабилитационного потенциала.

5. Выявить значимые психологические критерии для определения уровня психологического реабилитационного потенциала инвалида.

6. Изучить социально-психологические характеристики инвалидов вследствие ИБС с разным уровнем психологического реабилитационного потенциала.

7. Определить структуру психологического реабилитационного потенциала и разработать практическую модель определения уровня психологического реабилитационного потенциала инвалидов, исходя из оценки нарушений компонентов ПРП.

Методологическая основа исследования. концепция личности как системы отношений к действительности (В.Н.Мясищев, М.М.Кабанов), деятельностный и личностно-ориентированный подходы к изучению психики (Л.С.Выготский, П.К.Анохин, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.И.Лубовский), концепция личностного кризиса (Ф.Е.Василюк, В.В.Козлов), концептуальные подходы к изучению психологической структуры личности и ее отношений (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анциферова, А.Г.Асмолов, А.В.Брушлинский, Е.В.Шорохова, К.К.Платонов и др.).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

─ осуществлена классификация исследуемой группы инвалидов по уровню психологического реабилитационного потенциала с помощью метода математической статистики – дискриминантного анализа;

─ выделены психологические показатели, характеризующие степень выраженности нарушений (незначительные, умеренные, выраженные, значительно выраженные) составляющих психологического реабилитационного потенциала инвалидов – мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной;

─ разработана практическая модель определения уровня психологического реабилитационного потенциала инвалидов вследствие ИБС. Она заключается в оценке нарушений составляющих психологического реабилитационного потенциала (мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной) и определении его интегральной оценки;

─ разработаны прогностические таблицы для определения интегральной оценки уровня психологического реабилитационного потенциала инвалида, что осуществлено при рассмотрении различных комбинаций сочетания компонентов ПРП, каждый из которых имеет определенную степень выраженности нарушений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

─ дано теоретико-методологическое обоснование разработанной модели определения уровня психологического реабилитационного потенциала;

─ на основе системного подхода проанализировано такое понятие как психологический реабилитационный потенциал инвалида в широком и узком его понимании и впервые дано научное определение этого понятия;

─ определены психологические факторы, влияющие на уровень психологического реабилитационного потенциала инвалидов вследствие ИБС: тип отношения личности к болезни, уровень нервно-психического состояния, самооценка, уровень притязаний, уровни реактивной и личностной тревожности, тип личностного контроля над средой (локус-контроль), состояние супружеских взаимоотношений и взаимоотношений с близкими родственниками, степень удовлетворенности инвалидов в профессиональной сфере;

─ определена структура психологического реабилитационного потенциала в виде мотивационной, эмоционально-волевой и когнитивной составляющих.

Практическая значимость работы:

Полученные в ходе исследования данные, освещающие психологические особенности инвалидов вследствие ИБС, могут быть учтены при работе врачами-экспертами и другими специалистами службы медико-социальной экспертизы (МСЭ) с инвалидами данной категории в целях повышения качества экспертного обслуживания населения.

Разработанная модель определения уровня психологического реабилитационного потенциала инвалидов вследствие ИБС может быть внедрена психологами в практику работы бюро МСЭ.

Результаты исследования дают реальную перспективу оценки ближайшего будущего инвалида и могут использоваться при составлении программы психокоррекционных мероприятий психологами МСЭ и реабилитационных учреждений с целью повышения реабилитационного потенциала личности и психологической адаптации инвалида к новым условиям жизни.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Психологический реабилитационный потенциал инвалида может быть определен как система преморбидно сформированных индивидуально-психологических характеристик личности (мотивационных, эмоционально-волевых, когнитивных), выступающих в качестве основного ресурса в случае изменения социальной ситуации развития в результате заболевания, инвалидизирующего человека, и способствующих его реадаптации к новым условиям жизни.

2. Представленный психологический анализ социальных и личностных характеристик инвалидов второй и третьей групп вследствие заболеваний системы кровообращения способствует оценке происходящих дезадаптивных процессов в жизни инвалидов с данной патологией. Преимущественно, дезадаптивные процессы тем глубже, чем более выражены нарушения функций организма.

3. Выделение психологических факторов, влияющих на уровень психологического реабилитационного потенциала инвалида, а именно: тип отношения личности к болезни, уровень нервно-психического состояния, уровень самооценки и уровень притязаний, уровни реактивной и личностной тревожности, тип личностного контроля над средой (локус-контроль), состояние супружеских взаимоотношений и взаимоотношений с близкими родственниками, степень удовлетворенности инвалидов в профессиональной сфере раскрывает структуру ПРП с мотивационной, эмоциональной и когнитивной составляющими, а также демонстрирует наибольшую значимость мотивационной составляющей по сравнению с другими составляющими ПРП.

4. Сравнительный анализ социально-личностных характеристик инвалидов вследствие ИБС с разным уровнем психологического реабилитационного потенциала (высоким, удовлетворительным, низким) позволяет говорить о существенной разнице в уровне мотивации, эмоциональности и волевой сохранности у инвалидов с разным уровнем ПРП.

5. Впервые разработанная и научно-обоснованная модель определения уровня психологического реабилитационного потенциала инвалида основывается на оценке степени выраженности нарушений составляющих ПРП (мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной).

Апробация результатов исследования:

Работа прошла апробацию на межотделенческой конференции Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Основные положения работы доложены на Российской научно-практической конференции "Медико-социальная экспертиза, медико-социальная реабилитация и реабилитационная индустрия на современном этапе", Москва, 2001; научно-практической конференции, посвященной 10-летию факультета медицинской психологии Самарского государственного медицинского университета, 2002; Российской научно-практической конференции "Актуальные проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов", Москва, 2003; конференции службы медико-социальной экспертизы при Самарском областном управлении социальной защиты, Самара, 2003; городской научно-практической конференции "Практическая психология: проблемы, опыт, перспективы", Тольятти, 2004.

Разработанная автором модель определения психологического реабилитационного потенциала инвалидов вследствие болезней системы кровообращения внедрена в практику деятельности бюро МСЭ гг. Тольятти, Самары, Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Основные идеи и научные результаты отражены в 6 публикациях по теме исследования.

Структура диссертации:

Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, приложения и библиографии. Диссертация содержит 26 таблиц и 21 рисунок. В указателе литературы приведены публикации 179 отечественных и зарубежных авторов.

Содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель, задачи, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Основные понятия и методологические основы исследования личности в условиях инвалидизирующего заболевания" представлен аналитический обзор научных трудов отечественных и зарубежных исследователей, посвященный вопросам инвалидности как социально-психологического явления и инвалидности вследствие болезней системы кровообращения, взаимовлияния личности на болезнь и хронической болезни на психику человека. Представлен многоаспектный подход к вопросам реабилитации инвалидов. Рассматривается содержание и значимость общего реабилитационного потенциала инвалида и психологического реабилитационного потенциала, в частности, с позиций разных авторов.

Изменившиеся общественно-политические представления предопределили пересмотр существовавшего в нашей стране отношения к инвалидам в соответствии с общечеловеческими ценностями, принятыми в мировом сообществе. Инвалидность перестала ассоциироваться только с утратой трудоспособности и признается исследователями как состояние социальной недостаточности и необходимости социальной защиты инвалидов в связи с разнообразными ограничениями их жизнедеятельности: способности к общению, способности к обучению, способности к ориентации, способности к трудовой деятельности, способности контроля за своим поведением, способности к передвижению, способности к самообслуживанию. Сегодня исследователи сходятся во мнении, что инвалидность – специфический социально-психологический феномен, имеющий определенный уровень организации, индивидуальную меру выраженности, специфические проблемы и кризисные состояния (Т.А.Добровольская, И.Ю.Левченко, В.И.Лубовский и др.). Принятие важных законодательных решений в отношении инвалидов, помощь им на местном уровне, которые зависят от осознания обществом и отдельными людьми, выдвигающими и принимающими решение, проблем инвалидов, психологическое принятие их здоровыми членами общества, отношение инвалида к самому себе и своему окружению – это тот круг вопросов, психологическая определяющая которых не вызывает сомнений.

В современной ситуации проблема реабилитации инвалидов многими авторами рассматривается как наиважнейшая. Она определяется как процесс и система мер медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Исследователи (Н.Б.Шабалина, О.С.Андреева, Р.М.Войтенко) различают ряд аспектов реабилитации: медицинский, психологический, социальный и профессиональный. В этом ряду многими авторами подчеркивается важная, а зачастую и фундаментальная роль психологического аспекта реабилитации, так как именно психологические механизмы личности, их качественные особенности предопределяют возможность преодоления соответствующих ограничений, возможность полноценного включения человека в различные сферы жизнедеятельности. Механизмы восстановления нарушенного здоровья, трудоспособности, личного статуса и положения в обществе, или, другими словами, возможности индивида компенсировать ограничения жизнедеятельности, определяются как реабилитационный потенциал инвалида. В структуре реабилитационного потенциала инвалида исследователями (Е.М.Старобина, С.А.Стеценко, Е.Г.Свистунова, Е.О.Гордиевская, К.А.Каменков. Н.Н.Лебедева, Л.В.Скавронская, В.Я.Щебетаха, О.С.Андреева) выделяются: саногенетический (биологический) потенциал как реабилитационные возможности организма, психологический потенциал как реабилитационные возможности личности, социально-средовый потенциал как реабилитационные возможности общества.

Рассмотрение вопроса о психологическом реабилитационном потенциале инвалида ограничивается весьма скудным теоретическим описанием отдельных авторов, не подкрепленным научно-практическими изысканиями. Понимание психологического реабилитационного потенциала как "способности индивида личностно опосредовать, преломлять в собственной деятельности конкретные мероприятия по достижению реабилитационных целей – социально-психологических и медико-биологических" (Р.М.Войтенко) не раскрывает полного содержания и значения ПРП в процессе реадаптациии инвалида к новым условиям жизни.

Отсутствие научных работ по данной тематике, а также повышенный интерес специалистов к данной проблематике как раз и послужили толчком для начала данной исследовательской работы.

Вторая глава посвящена описанию методов исследования и характеристике исследуемого материала. Для реализации целей и задач исследования нами была составлена программа, в которую вошли известные методики психодиагностики: цветовой тест Люшера на определение нервно-психического состояния; Ленинградский опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) на выявление типа отношения к болезни; методика самооценки Дембо-Рубинштейн; методика Келлермана-Плутчека на определение механизмов психологической защиты; опросник Колер для изучения степени удовлетворенности больного своим функционированием в различных сферах жизни; шкала самооценки и оценки тревоги Спилбергера-Ханина; опросник уровня субъективного контроля Бажина, Голынкина, Эткинда; методика диагностики межличностных отношений Т.Лири; субтест методики Векслера "Сходство" на определение уровня логического обобщения. Выбор данных методик определялся структурой психологического аспекта реабилитационного потенциала. Блок методик должен был отразить эмоционально-волевой, интеллектуальный, мотивационный компоненты реабилитационного потенциала личности. В исследовании использовались также: беседа, наблюдение, изучение документов, анкетирование, биографический метод. Испытуемым была предложена анкета, разработанная автором и состоящая из 19 вопросов, которые касались изменения социального, профессионального статуса, личностных изменениях в связи с инвалидизацией. Она выявила субъективное отношение инвалидов, в целом, к изменившимся условиям жизни, позволила оценить качественную сторону их жизни, понять в каком виде помощи они нуждаются.

Математическая статистическая обработка материалов осуществлялась с помощью программы "STATISTICA 6.0" и программы STATGRAPHICS Plus 5.0.

В исследуемую группу было включено 108 человек трудоспособного возраста с основным диагнозом "ишемическая болезнь сердца" (ИБС). Из них – 86 мужчин (79,6%) и 22 женщины (20,4%). II группу инвалидности имели 64 человека (59,3%), III группу инвалидности – 44 человека (40,7%). Следует сказать, что инвалидом II группы является лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеванием и приводящим к выраженному ограничению категорий жизнедеятельности. Инвалид III группы – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеванием и приводящим к нерезко или умеренно выраженному ограничению категорий жизнедеятельности.

В исследовании участвовали инвалиды, имеющие образование не ниже полного среднего.

В третьей главе "Анализ социально-психологических характеристик инвалидов вследствие ИБС в зависимости от группы инвалидности и уровня ПРП" проводится анализ психологических детерминант инвалидов II и III групп; классификация испытуемых по уровню ПРП; выделяются психологические факторы, влияющие на уровень ПРП; дается социально-психологический портрет инвалидов вследствие ИБС с разным уровнем ПРП.

Анализ характеристик показывает существенную разницу в социально-психологическом статусе инвалидов II и III групп. Инвалиды II группы вследствие ИБС – это, в основном, неработающие люди, по большей части неудовлетворенные своим профессиональным статусом. В социальной сфере проявляют, как правило, невысокую активность, круг интересов узок. В семейных отношениях предпочитают пассивную роль, уход от самостоятельного решения семейно-бытовых вопросов как лишнего травмирующего фактора, сосредоточивая внимание на собственном состоянии здоровья. В большинстве, определяют свои личностные характеристики как измененные в связи с болезнью. Их самооценка часто занижена (средняя или низкая) а уровень притязаний, вместе с тем, высок, что свидетельствует о несколько нереалистичном видении будущего, имеющем место внутреннем конфликте между желаемым для себя и возможным. Наличие невротического конфликта прямо коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности, в результате чего можно говорить о тревожности как о свойстве личности. Это люди, как правило, высоко ответственные, требовательные по отношению к себе и другим, настойчивые в осуществлении своих целей, порой властные и доминантные, прямолинейные и раздражительные. Уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями сформирован недостаточно, часто происходящие с ними события списываются на случайный результат, воздействие внешних сил. В качестве механизмов психологической защиты бессознательно выбирают проекцию, реже – отрицание, которые являются недостаточно зрелыми и конструктивными механизмами. Считая мотив "сохранения здоровья/жизни" самым основным и самым значимым для себя, склонны проявлять либо непрерывное беспокойство и мнительность в отношении своего здоровья или демонстрировать поведение по типу "раздражительной слабости", либо, несколько реже – выказывать удрученность болезнью, пессимизм в отношении будущего и даже депрессию. Тип реагирования на заболевание – интрапсихический с изменениями в эмоционально-аффективной сфере, при котором существенно нарушается социальная адаптация. При том, что большая часть инвалидов II группы отмечает имеющуюся связь между чертами характера и возникшим заболеванием, готовности к внутренним изменениям не прослеживается. Очевидна недостаточная, а порой и неадекватная иерархия мотивационных структур, эгоцентрические смысловые ориентации.

Инвалиды III группы вследствие ИБС – это, чаще всего, работающие люди, оценивающие свою удовлетворенность в профессиональной сфере как частичную, неполную. Более активно, чем инвалиды II группы, включены в социальную жизнь. В подавляющем большинстве, довольны супружескими взаимоотношениями, не стремятся отгородиться от возникающих житейских проблем, принимая ответственность за их решение на себя. По отношению к окружающим данный контингент характеризуется дружелюбием, ориентированностью на принятие и социальное одобрение, склонностью к кооперации, ответственностью, в том числе и за других, отзывчивостью, эмоциональной лабильностью. Уровень их самооценки средний или высокий, достаточно благоприятные, также как и уровень притязаний (средний или высокий), что свидетельствует о более реалистичной и адекватной оценке своих возможностей и планов на будущее, чем у инвалидов II группы. При умеренном или низком уровне ситуационный тревожности, инвалиды III группы, как и инвалиды II группы, достаточно часто проявляют личностную тревожность, которая может рассматриваться как проявление свойства личности. Чуть больше половины инвалидов этой группы говорят о некотором снижении контроля над эмоциями, другая половина считает, что способны полностью сохранять самоконтроль. В уровне контроля над происходящими событиями отмечают свою ответственность гораздо чаще, чем инвалиды II группы. В качестве механизмов психологической защиты, чаще всего, выбирают те же проекцию и отрицание, но к последнему прибегают значительно чаще, чем инвалиды II

Таким образом, следует констатировать, что налицо дезинтегративные процессы, происходящие в жизни инвалидов с заболеваниями системы кровообращения. Но определенно, дезадаптация инвалидов II группы вследствие ИБС носит более выраженный характер и детерминируется более стойкими личностными изменениями, чем это отмечается у инвалидов III группы.

В соответствии с задачей определения уровня ПРП у исследуемого контингента, проведена классификация испытуемых с использованием многомерного статистического метода – дискриминантного анализа, который позволил выявить различия между тремя предполагаемыми подгруппами (по уровню ПРП) и дал возможность классифицировать объекты по принципу их максимального сходства.

С помощью дискриминантного анализа удалось качественно классифицировать испытуемых по уровню психологического реабилитационного потенциала. Таким образом, к первой подгруппе (инвалиды с высоким уровнем ПРП) было отнесено 20 испытуемых, ко второй подгруппе (инвалиды с удовлетворительным уровнем ПРП) – 64 испытуемых и к третьей подгруппе (лица с низким уровнем ПРП) – 24 испытуемых.

На следующем этапе исследования определялось влияние каждого из 14 психологических факторов на уровень ПРП. Была использована программа перекрестного табулирования. Проведенный анализ с вычислением Р-значения и построением таблиц сопряженности с наглядным отображением зависимостей в диаграммах, позволил определить те психологические факторы, которые действительно оказывают влияние на уровень ПРП инвалида. В качестве основной гипотезы выдвинуто предположение о том, что рассматриваемые факторы независимы от уровня ПРП. Гипотеза отклонялась, если Р значение оказывалось меньше α=0,05. (α – уровень значимости) (см. табл.1).

Таблица 1

Влияние психологических факторов на уровень ПРП

Психологические аспекты реабилитационной среды

ШКОЛА СОПРОТИВЛЕНИЯ: Методы информационно-психологических войн ЧАСТЬ 2

Написать ответ