Школа гипертонии

Стандартный

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией (детская)

высшей категории

Содержание занятий:

Полный цикл состоит из 8 занятий по 45 минут, посвященным основным, наиболее важным проблемам контроля артериального давления, которые требуют активного участия самого пациента.

Наиболее частые жалобы при повышении АД

    Головные боли пульсирующего характера в затылочной области

      возникают утром, при пробуждении

    Не надо полагаться только на собственные ощущения!

    Повышение АД не всегда сопровождается плохим самочувствием!

    Методика измерения АД

    Пациент спокойно сидит не менее 5 минут.

    Повторно АД измеряется на одной и той же руке.

    Манжета накладывается на 2 см выше локтевого сгиба.

    Определяется «максимальное» АД

    При измерении воздух нагнетается до «максимального» АД плюс 20 мм рт. ст.

    Воздух из манжеты выпускается медленно.

    Появление тонов Короткова (1 фаза) – САД

    У детей дополнительно регистрируют приглушение тонов Короткова (4 фаза)

    Точность регистрации АД – до ближайшей цифры

    Измерение проводится дважды.

    Высчитывается средний результат

    Школа артериальной гипертонии

    Кардиошкола по артериальной гипертонии

    Тюменский кардиологический центр

    Адрес: ул.Мельникайте, 111

    Занятия проводятся по мере набора групп, справки и запись по телефону 20-42-37, доб. 176, стоимость цикла занятий 300 рублей.

    Многопрофильная клиника ТюмГМА

    Адрес: ул. Одесская, 54, 502 каб. телефон для справок 20-05-38

    Время проведения: каждую пятницу, начало в 14-00

    Занятие проводит: Врач кардиолог высшей категории Кулакова Л.Ю.

    Городская поликлиника № 12

    Адрес: ул. народная 6/1, телефон для справок 37-07-61

    Время проведения: вторая и четвертая субботы каждого месяца, с 12.00 до 13.00

    Жить с артериальной гипертонией: сложно или просто?

    Очень часто о своей артериальной гипертонии пациенты узнают случайно, при прохождении профосмотра или просто из любопытства «померив» артериальное давление в гостях у «гипертоника»… Зачастую ничего таких людей не беспокоит, даже головная боль. И в этом опасность, ведь не чувствуя повышения артериального давления невозможно «подстелить соломинку» – уберечь себя от грозных осложнений: инсульта и инфаркта миокарда. Поэтому каждый уважающий себя человек, заботящийся о своём здоровье, своей работоспособности и благополучии близких, должен периодически измерять своё артериальное давление. Если Вы ещё не знаете своих «цифр» артериального давления, то информация этой статьи для Вас. Если Вы «гипертоник», то, возможно, эта информация поможет Вам жить полноценной жизнью.

    Артериальной гипертонией во всём мире принято считать повышение артериального давления в покое на плечевой артерии 140/90 мм рт. ст. и выше. Артериальное давление может повышаться и у здоровых людей в периоды интенсивной физической нагрузки, психоэмоционального напряжения (стресса). Чаще всего такое компенсаторное повышение артериального давление пропорционально увеличению частоты пульса.

    Следует соблюдать несколько несложных правил измерения артериального давления для того, чтобы результат получился максимально достоверным:

    ·          исключить употребление кофе и крепкого чая в течение 1 часа перед измерением;

    ·          не курить в течение 30 минут до измерения;

    ·          отменить на этот период назальные и глазные капли;

    ·          артериальное давление  измерять в покое, после 5-минутного отдыха, сидя; в случае, если процедуре измерения предшествовала значительная физическая или эмоциональная нагрузка, период отдыха следует продлить до 15–30 минут;

    ·          использовать можно автоматический и полуавтоматический тонометр, с манжетой, накладываемой на плечо (приборы с расположением манжеты на запястье показывают менее достоверные результаты, нежели традиционные);

    ·          стрелка тонометра перед началом измерения должна находиться на нулевой отметке;

    ·          манжета тонометра должна находиться на уровне сердца, приблизительно на уровне 4-го межреберья, нижний край ее на 2 см выше локтевого сгиба;

    Техника измерения артериального давления заключается в следующем:  расположите мембрану фонендоскопа в области локтевого сгиба, накачайте воздух в манжете на 20 мм рт. ст. выше точки исчезновения пульса, затем снижайте давление в манжете при помощи клапана примерно на 2 мм рт. ст. в секунду, отмечайте     ту величину давления, при которой появляется первый тон – это соответствует систолическому («верхнему») артериальному давлению. Величина давления, при которой происходит исчезновение тонов (пульса), соответствует диастолическому («нижнему») артериальному давлению. При использовании автоматического или полуавтоматического тонометра следует измерять артериальное давление согласно инструкции, к нему прилагаемой (градация артериальной гипертонии по степени указана в таблице 1).

    Если всё же артериальное давление у Вас оказалось повышенным, необходимо обратиться к врачу. Часто артериальная гипертония сопровождает некоторые заболевания (почек, щитовидной железы, эндокринных органов и др.), и является только их симптомом. Лечение основной болезни, в таком случае, поможет бороться с гипертонией. Однако чаще всего артериальная гипертония носит наследственный характер, и называется, поэтому, гипертонической болезнью. Спросите у своих родственников, были ли в семье «гипертоники», или случаи смерти от инсульта или инфаркта? Обязательно сообщите об этом своему лечащему врачу.

    Какие симптомы должны Вас насторожить в плане гипертонии? Прежде всего – это головная боль, с локализацией преимущественно в затылочной области, головокружения, снижение работоспособности, «мелькание мушек» перед глазами. Длительно текущая артериальная гипертония неблагоприятно воздействует на органы человека, прежде всего сердце, мозг и почки. Если артериальная гипертония у Вас много лет и при высоких цифрах артериального давления Вы себя неплохо чувствуете, риск сердечнососудистых осложнений (инсульта и инфаркта миокарда) всё же необычайно высок! Грозным проявлением артериальной гипертонии является гипертонический криз. Гипертонический криз – это резкий подъём артериального давления. Есть два типа криза. Первый тип проявляется резкой головной болью, покраснением кожных покровов, сердцебиением, дрожью, ознобом; второй – тошнотой, рвотой, зрительными расстройствами, судорогами, сонливостью. Гипертонический криз опасен серьёзными осложнениями. На высоте артериального давления могут произойти разрывы мелких артерий мозга (развивается геморрагический мозговой инсульт), или резкое сужение кровеносных сосудов сердца (развивается инфаркт миокарда) или мозга (развивается ишемический мозговой инсульт). Поэтому при первых признаках гипертонического криза необходимо предпринять действия по снижению артериального давления, рекомендованные Вашим лечащим врачом и вызвать скорую помощь.

    Провоцирующими факторами резкого повышения артериального давления, а иногда и криза могут быть:

    ·         нервно-психические или физические перегрузки;

    ·         смена погоды, магнитные бури;

    ·         интенсивное курение;

    ·         резкая отмена некоторых лекарств, понижающих артериальное давление;

    ·         обильный приём пищи, особенно солёной на ночь;

    ·         употребление пищи и напитков, содержащих вещества, способствующие повышению артериального давления (алкоголь, кофе, шоколад, сыр, икра).

    Известны несколько предрасполагающих факторов, способствующих развитию артериальной гипертонии. Борьба с ними может помочь снизить артериальное давление и уменьшить дозу лекарственных средств, что согласитесь выгодно, учитывая цены на лекарства в нашей стране. Итак, какие это факторы?

    Первый фактор – избыточное потребление соли. Даже если Вам кажется, что Вы употребляете небольшое количество соли, уберите солонку со стола, старайтесь не досаливать пищу, ограничьте солёности, а тем более копчёности. Количество потребляемой поваренной соли не должно превышать 1 чайной ложки без верха в сутки. Только одно уменьшение количества соли в рационе может снизить среднее артериальное давление на 10 мм рт. ст. Для уменьшения негативного влияния соли на организм необходимо увеличить потребление продуктов богатых калием (кураги, изюма, картофеля печёного в «мундире», томатов, бобовых). Кроме того, это благотворно сказывается на тонусе сердечнососудистой системы.

    Второй фактор – избыточная масса тела. Сейчас принято говорить, что надо любить себя таким, какой ты есть. Перефразируем: любить себя и сохранять своё здоровье. Стремление снизить вес не должно быть самоцелью. Чтобы узнать, есть ли у Вас избыток массы тела, нужно посчитать свой  индекс массы тела по формуле: Вес (кг). рост (м) 2 (оцените свой результат по таблице 2). Нормализация веса способствует снижению артериального давления,  уменьшает риск сердечнососудистых осложнений (инфаркта и инсульта) и риска смерти. Основной принцип: калорийность пищи должна соответствовать энергозатратам организма. Это означает, что энергии поступающей нам с пищей должно быть ровно столько, сколько мы её можем потратить. Потребление продуктов богатых калориями (сахара, шоколада, жира и др.), особенно, если Вы не заняты физическим трудом, может приводить к ожирению, отложению холестерина в стенках сосудов, и, как следствие, к атеросклерозу артерий и гипертонии.  Имейте ввиду, что для мужчин в возрасте 40 – 60 лет, работа которых не связана со значительными физическими нагрузками, количество калорий потребляемых с пищей в день не должно превышать 2000 – 2400 ккал, а для женщин, соответственно, – 1600 – 2000 ккал. Какие продукты наиболее калорийны? Жирные сорта мяса, особенно жирная говядина, субпродукты, какао, шоколад, пирожные, икра, сало, сдоба, алкогольные напитки. Согласитесь, без этих продуктов можно и обойтись. Что же рекомендуется принимать в пищу? Бессолевой, желательно с отрубями, хлеб, супы, сваренные на овощном бульоне, нежирные сорта мяса и рыбы (желательно на пару), около килограмма овощей и фруктов в день, блюда и гарниры из круп и макаронных изделий, молочные продукты с низким содержанием жира, растительные масла, нежирная колбаса, винегреты, салаты, заправленные сметаной или оливковым маслом. Согласитесь, выбор рекомендуемых продуктов достаточно широк. Если Вы любите колбасу, выбирайте нежирные сорта, если любите молоко или творог, то выбирайте обезжиренные продукты, ограничьте белый хлеб, сливочное масло (известно, что запрет на употребление сливочного масла в учреждениях общепита в одной из скандинавских стран способствовало уменьшению смертности от инфаркта миокарда, так будем же учиться на опыте других!). Калорийность некоторых продуктов указана в таблице 3.

    Третий фактор – гиподинамия. Сниженная физическая активность приводит к низкой тренированности сердечнососудистой системы, снижению устойчивости её к стрессу, к избыточной массе тела, и, в конце концов, к повышению артериального давления. Можно начать с прогулок пешком, поднимайтесь на свой этаж без лифта, если Вы живёте в многоквартирном доме. Занимайтесь утренней гигиенической гимнастикой, оздоровительной физической культурой (ходьбой, плаванием, велосипед, лыжи), играйте в подвижные игры (волейбол, теннис). Физическая активность обладает свойством «разжижать» кровь и снижать уровень «сахара» в крови, препятствуя, таким образом, развитию инфаркта миокарда, мозгового инсульта и сахарного диабета. Если Вы решили начать физические тренировки, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом, чтобы он исключил у Вас некоторые противопоказания, назначил подходящий именно Вам по интенсивности режим нагрузки. Есть некоторые общие правила физических упражнений: регулярность, оптимальная интенсивность, этапность. Действительно, упражнения должны быть регулярными, 3 – 5 раз в неделю. Интенсивность нагрузки должна контролироваться при помощи пульса. Это означает, что первоначально во время физической нагрузки пульс не должен превышать 50% от максимально допустимого для вашего возраста (т.е. 220 минус Ваш возраст). Затем постепенно можно увеличить интенсивность нагрузки до достижения 60% (энергозатраты при основных типах деятельности указаны в таблице 4).

    Четвёртый фактор – курение. Вред курения безусловный! Никто, наверное, не будет спорить о вреде курения. Однако некоторые факты могут быть Вам неизвестны. В табачном дыме содержатся канцерогены, а также никотин. Никотин обладает тромбообразующим действием (способствует образованию тромбов в кровеносных сосудах сердца и мозга), атеросклеротическим действием (способствует повреждению сосудистой стенки и отложению в ней холестерина), повышает артериальное давление. «Лёгких» сигарет не бывает! Ведь нельзя говорить о  «лёгком» яде? Если Вы курите, необходимо бросить эту пагубную привычку.

    К чему нужно быть готовым, если Вы решили бросить курить? В течение 2х недель – месяца могут быть следующие симптомы отмены: сильное желание закурить, возбудимость, беспокойство, нарушение концентрации внимания, раздражительность, ухудшение настроения, чувство гнева, депрессия, сонливость, головная боль, бессонница, тремор (мелкая дрожь в руках), потливость, улучшение аппетита, увеличение веса, усиление кашля, чувство заложенности в груди, боли в мышцах, головокружение. В настоящее время широко используются методы заместительной помощи курильщикам. Существуют жевательные резинки и пластыри с содержанием никотина, используется рефлексотерапия.

    Пятый фактор – стресс. Известно, что у пациентов с гипертонической болезнью низкая стрессоустойчивость. Это способствует развитию заболевания, и грозит осложнениями. Для того чтобы преодолеть стресс воспользуйтесь несколькими изложенными ниже советами:

    1.          Стремитесь к высшей, из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц;

    2.          Поступайте по отношению к другим так, как хотели бы, чтобы они обращались с Вами;

    3.          Не старайтесь сделать всё сразу;

    4.          Не забывайте об отдыхе. Монотонная работа утомляет, смена занятий помогает сохранить силы и здоровье;

    5.          Цените радость подлинной простоты жизненного уклада, избегая всего наносного, показного, нарочитого. Этим Вы заслужите расположение и любовь окружающих;

    6.          Старайтесь видеть светлые стороны событий и людей;

    7.          Если необходимо предпринять удручающее неприятное для Вас дело (разговор), не откладывайте его на «потом»;

    8.          Прежде, чем, что-то предпринять в конфликтной ситуации, взвесьте свои силы и целесообразность действий;

    9.          Старайтесь увидеть свои «плюсы», даже в случае неудачи в каком либо деле (или разговоре);

    10.      Ставьте реальные и важные цели в любом деле. Поощряйте себя за достижение поставленной цели.

    Медикаментозное лечение артериальной гипертонии может назначить Вам только врач. Помните, что на начальном этапе развития гипертонической болезни снизить артериальное давление можно и без лекарственных средств, снижая действие тех негативных факторов, о которых велся разговор выше. Но если без лекарств обойтись невозможно, то назначаются препараты индивидуально каждому пациенту. Вполне вероятно, что те препараты, которые принимает соседка, абсолютно противопоказаны Вам. Поэтому не занимайтесь самолечением! Только квалифицированный врач, используя многочисленные узконаправленные знания химии и фармакологии, может назначить Вам то лекарственное средство и в той дозировке, которое поможет именно Вам. Важно знать, что принимать препараты, назначенные врачом необходимо постоянно и в той дозе, которая им рекомендована. Врач может назначить и несколько лекарственных средств, каждое, в таком случае, имеет свою точку приложения в организме (почки, сердце и мозг), защищая, не только от скачков артериального давления, но и от осложнений гипертонической болезни, продлевая Вам жизнь. Все препараты назначенные врачом-кардиологом обязательно проходят многочисленные испытания, эффект и безопасность их установлены в международных исследованиях. Врач всегда оценивает соотношение пользы от назначения лекарственного средства с вероятностью наступления возможных побочных эффектов. Помните, что Ваша заинтересованность в достижении результата лечения – немаловажный фактор, который поможет Вам и Вашему лечащему врачу справиться с артериальной гипертонией!

    Таблица 1.

    Классификация артериальной гипертонии,

    рекомендации Всероссийского Научного Общества Кардиологов

    Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией

    В настоящее время становится очевидным, что достижения современной медицины не могут быть реализованы на практике, в случаях отсутствия партнерских отношений и истинного сотрудничества между врачом и пациентом.

    В конечном счете, только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать: следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств, изменить ли свое питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться ли от вредных для здоровья привычек и прочее. В этом обоюдном процессе роль врача и пациента неразделима. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению, что приведет к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнерства «врач — пациент » является обучение пациентов.

    Партнерство между врачом и пациентом

    Обучение пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями, к числу которых следует отнести и сердечно-сосудистые (гигиеническое воспитание и обучение), включает различные информационные технологии и предполагает участие различных секторов общества, а не только работников здравоохранения. Вместе с тем совершенно очевидно, что наиболее авторитетным источником медицинской информации для больных людей является именно врач. Вот почему перед здравоохранением стоит задача внедрения обучающих технологий в реальную практику, особенно в деятельность амбулаторно-поликлинических учреждений.

    При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов, в частности, пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном, и в профилактическом процессе является основой успешного контроля здоровья и болезни.

    Позиция пациента

    Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники и др.). Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей, тем не менее, являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были сами не только хорошо информированы о содержании совета, но и владели формой подачи информации, четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.

    Вместе с тем, необходимо понимать, что пациенты — это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную в такой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего пациентом не будут восприняты или выполнены. Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, по отказу от вредных привычек или по их изменению) отвечают, что советы врача неубедительны.

    Роль врача (медицинского работника)

    Как уже сказано, информирование пациента, профилактическое консультирование, повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья является основой современных подходов к профилактике заболеваний и обеспечения ее качества в условиях реальной практики. Как повысить эффективность такого консультирования?

    Одной из перспективных форм профилактического консультирования является так называемая школа для пациентов. Цель консультирования (совета врача) — дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.

    В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психологические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача.

    Каждый врач должен знать, что для эффективного обучения пациентов помимо клинических знаний необходим ряд дополнительных профессиональных знаний и умений:

    знание основ коммуникационного процесса (процесс эффективного общения), владение техникой обратной связи;

    знание и учет психологических принципов формирования поведения (привычек) и их изменений;

    владение активными формами обучения для повышения его эффективности.

    Успешному профилактическому консультированию способствует доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.

    Профилактическое консультирование — сложный процесс, во многом зависящий от личности самого врача, а порой и от его настроения, самочувствия и других факторов. Именно эта область медицины граничит с искусством. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер («за» и «против», «усилия» и «польза») для конкретного индивидуума, обучаемого в «Школе».

    Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или усилиями (например, контролировать энергетический состав пищи или бросить курить и др.). В основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменениям. С этих позиций меры превентивного характера (советы врача) воспринимаются пациентом как неосознанная потребность и потому часто не выполняются. Как сделать эту потребность осознанной? Даже если врач твердо уверен в необходимости оздоровительных действий со стороны пациента (например, бросить курить), то пациент должен сам осознать и ощутить потребность сделать этот шаг.

    Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встает вопрос о необходимости «искусственно» изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить — расслабиться, пообщаться, поесть — снять стресс и пр.).

    Формирование мотивации у пациента

    Условно можно выделить несколько стадий формирования мотивации и изменений поведения для установления новых привычек (каждая стадия может быть разной продолжительности).

    Непонимание проблемы

    Пациент не знает, почему именно ему надо изменить привычки и/или почему врач советует регулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной не ощущает повышения артериального давления (АД).

    В этой ситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании, разъяснении проблемы, без глубокой детализации конкретных советов (как и что делать).

    Принятие решения

    Пациент осознал, что его повседневные привычки наносят вред его здоровью, а нерегулярное лечение не принесет необходимой пользы.

    На этом этапе пациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важны не только беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретной помощи. Например, при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы были организованы требуемые для этого консультативные приемы специалистов.

    Начало действий

    Пациент решил изменить образ жизни, привычки, научиться более здоровому поведению, регулярно принимать лекарства и прочее.

    Профилактическое консультирование на этом этапе должно стать в основном психологической поддержкой, очень важно подойти индивидуально в каждом конкретном случае.

    Срыв действий

    Пациенту не удалось придерживаться длительное время новых более здоровых привычек и/или соблюдать регулярность лечения.

    Возможность срыва нужно постоянно иметь в виду и ограждать пациента от него. Этот этап требует навыков общения и знания психологии, а также наличия опыта, умения избирать индивидуальный подход и находить подходящие аргументы.

    Мировой опыт развития методологии информационной деятельности в здравоохранении, целью которой является влияние на процесс изменения поведения в отношении здоровья, позволил выработать концепцию, позволяющую более эффективно проводить работу по профилактическому консультированию, которая заключается в следующем: если понимать мироощущение людей, их ценности и потребности, то можно создавать эффективные не только информационные, но и мотивационные программы.

    Обеспечить реализацию этих теоретических основ на практике в полной мере позволяет такая форма обучения пациентов, как школы. Именно школы для пациентов могут использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, реализовывать психологические подходы к формированию мотивации, обеспечивать так необходимую многим больным социальную поддержку.

    История создания школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. Накоплен достаточно богатый опыт обучения пациентов в школах при различных заболеваниях: сахарном диабете, бронхиальной астме, ишемической болезни сердца и др. Имеется опыт создания школ при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и др. В последние годы активное развитие получило направление обучения пациентов с артериальной гипертонией.

    Что же такое Школа здоровья?

    С формальной точки зрения, Школа здоровья — это медицинская профилактическая технология, основанная на совокупности индивидуального и группового воздействия на пациентов и направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению того или иного заболевания, повышение приверженности пациентов к лечению для профилактики осложнений заболевания, улучшения прогноза и повышения качества жизни.

    Традиционно используются термины «Школа артериальной гипертонии», «Школа диабета», «Школа бронхиальной астмы» и т.д. Возможно, из желания упростить наименование, сделать его броским и призывным, в перечисленных наименованиях искажен смысл самой идеи обучения — Школа здоровья учит не болезни, а тому, как сохранить здоровье, уменьшить проявления болезни и снизить риск осложнений. В связи с этим правильнее использовать термин «Школа здоровья для пациентов с той или иной патологией».

    Почему Школа здоровья важна для пациентов с артериальной гипертонией?

    Артериальная гипертония — одно из самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний. Около половины случаев инфаркта миокарда и около 80% случаев инсульта связаны с повышенным АД.

    По данным эпидемиологических исследований, около 40% россиян имеют повышенное АД, однако только каждый третий больной знает о своем заболевании, что ведет к недостаточной адекватности лечения и повышенному риску осложнений. Известно, что артериальная гипертония долгие годы протекает бессимптомно и одним из первых проявлений заболевания, к сожалению, может быть опасное для жизни осложнение (инфаркт, инсульт).

    Особенностью артериальной гипертонии является то, что большинство больных имеют небольшое повышение АД, и порой интенсивного медикаментозного лечения не требуются. Однако у таких больных эффективными методами лечения и успешного контроля повышенного АД являются немедикаментозные меры коррекции основных факторов риска, негативно влияющих на прогноз. Таких факторов множество, однако наибольшее значение с позиции профилактики имеют факторы риска, методы контроля которых хорошо научно обоснованы, апробированы и показали свою эффективность. Анализируя отечественный и зарубежный опыт, в настоящее время можно твердо говорить о факторах риска поведенческого характера, которые управляемы и зависят от воли и усилий самого пациента.

    Почему сегодня Школы здоровья обсуждаются как новая медицинская технология?

    Развитие школ для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения — обеспечение единства врача и пациента в достижении качества и медицинской эффективности оказываемой пациентам помощи.

    Сегодня школы для пациентов представляют собой не просто информационные технологии, передающие определенные знания. Ушли в прошлое «лектории» и лекции по санпросвету, безликие, нередко формальные. Школа — это новые информационно-мотивационные технологии, и они должны способствовать повышению приверженности пациентов к лечению, сформировать у них мотивацию к сохранению своего здоровья и повысить ответственность пациента за здоровье как своей личной собственности. При достижении этих целей школы обеспечивают качество профилактической помощи населению, что содействует реализации профилактической направленности деятельности службы здравоохранения и является основополагающим принципом ее реформирования.

    Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией является организационной формой профилактического консультирования и рассматривается как медицинская профилактическая услуга, т.е. имеет самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направлена на профилактику осложнений заболевания, своевременное лечение, оздоровление.

    Факторы, влияющие на результативность и эффективность школ здоровья, неразрывно связаны с качеством профилактической помощи в целом. Их можно разделить на несколько групп:

    отношения между медицинскими работниками и пациентами (взаимопонимание и сопереживание, умение убедить и объяснить и т.п.);

    профессиональная компетентность медицинских работников (знание основ понятий риска, уровней факторов риска, разумная повседневная интеграция лечения и долгосрочных мер по профилактике осложнений и улучшению прогноза);

    организация профилактической работы в целом, которая определяет ее качество (обсуждение с пациентами проблем здоровья, а не только болезни, простота и доступность рекомендаций и их реалистичность для конкретных пациентов, наличие письменных инструкций и памяток, дневника пациента, формы и методы обучения, помещение, обстановка и оснащение помещения, где проводится обучение, и прочее).

    Какова медицинская эффективность обучения пациентов в Школе здоровья?

    школа артериальной гипертонии

    Школа здоровья. Здоровенькі були. Геннадий Малахов и доктор Скачко. Лечение гипертонии: 044-3831920

Написать ответ