Метод оценки персонала 360° входит в 5-ку самых популярных и востребованных в России. Его популярность обусловлена высокой объективностью оценки, системностью полученных данных и выдающимся потенциалом для мотивации сотрудников. Оценка 360° проводится в несколько этапов:
- Постановка целей и определение перечня исследуемых компетенций.
- Формирование оценивающих групп (менеджеры, коллеги, подчиненные, клиенты, сторонние эксперты — до 7 категорий).
- Составление анкет.
- Проведение опросов.
- Обработка и валидизация результатов оценки.
- Дача обратной связи оцениваемому сотруднику.
Цели применения оценки 360°
- Выделить сильные и слабые стороны испытуемого работника на его должности, а также дать объективную и развивающую обратную связь.
- Учесть оценку сотрудника различными группами, с которыми он взаимодействует (непосредственные руководители и подчиненные, клиенты, независимые эксперты) и выявить различия в их восприятии.
- Сравнить оценку сотрудника им самим и теми, кто регулярно с ним работает.
- Убедиться, насколько эффективно и полно сотрудник реализует свои компетенции в сложившейся рабочей обстановке. На основании результатов оценки 360° управляющие лица компании могут инициировать организационные усовершенствования внутри компании или более гармонично распределить кадры.
- Сформировать обратную связь для самого сотрудника.
Преимущества метода
- В отличие от других методов, оценка 360° позволяет оценить компетенции сотрудников в реальных рабочих условиях. Общеизвестно, что под влиянием стресса или других факторов во время теста испытуемые сотрудники могут продемонстрировать результаты, далекие от действительности. Избежать подобного искажения и оценить эффективность сотрудника не в гипотетическом “вакууме”, а при выполнении должностных обязанностей, как раз и позволяет SF360°.
- Более удобна эта методика и для опрашиваемых — они могут дать развернутый ответ с примерами и пояснениями вместо того, чтобы выбирать между несколькими заготовленными вариантами в “закрытых” вопросах.
- Часто оценка 360° позволяет выявить “разрыв” между тестовыми показателями компетенций и их реализацией при исполнении трудовых обязанностей. При дальнейшем изучении вопроса, нередко, удается поднять показатели труда и сократить потери компании при минимальных затратах. К примеру, причина сниженной эффективности может крыться в недостаточной внешней мотивации сотрудника.
Компания Talent Q проводит оценку 360° как по универсальной модели компетенций, так и по индивидуальным, составленным по запросам руководителей конкретной компании. При этом возможно составление индивидуальных и групповых отчетов.
Возможные трудности
Проведение оценки методом 360 градусов требует проведения фокус-групп и подготовительных работ по практическим аспектам оценивания. Сюда входит планирование проекта, мониторинг процесса на всех этапах и грамотная интерпретация полученных данных. Значение имеет даже то, насколько удобно для опрашиваемых время проведения интервью — будучи раздраженными, они могут давать искаженный результат.
Завершающий этап оценки SF360° подразумевает дачу конструктивной обратной связи сотруднику. Предполагается, что реалистичная оценка, переданная в психологически комфортной обстановке, поможет работнику:
- сформировать правильное мнение о себе, как о профессионале;
- найти мотивацию для личностного и профессионального роста;
- составить корректный план индивидуального развития;
- повысить заинтересованность и чувство причастности к делам компании.
Однако ошибки HR-специалиста при даче обратной связи и преодолении сопротивления сотрудника могут привести к прямо противоположным результатам даже в том случае, если все предшествующие этапы оценки были проведены безукоризненно. Чтобы избежать демотивации сотрудников и ухудшения отношений в коллективе, доверить проведение оценки 360° лучше профессионалам.