Память после инсульта

Стандартный

Восстановление памяти после инсульта.

1.Методики, которые по отношению к больному выполняет помощник (то есть ведущая роль – у помощника, а больной является ведомым). Методики адресованы помощнику.

Полезны так называемые "пальчиковые игры". То есть игры, где вместе с произношением надо подключить и загибание пальцев. Вы наверняка знаете хотя бы одну из них – "Сороку-воровку". Подобным образом можно "разыгрывать" практически любые стишки, сопровождая их чтение различными движениями пальцами (можно сжимать пальцы в кулаки, хлопать в ладоши, щелкать ими и так далее). Такие занятия оказывают комплексное воздействие: больной вместе с Вами заучивает стишок наизусть (это упражнение для памяти), старается правильно, в соответствии с произносимыми словами повторять все жесты (это тренирует внимание), а все манипуляции, которые Вы производите с его пальцами (поочередное их сгибание, как "Сороке-воровке", лёгкое поглаживание или растирание), оказывают сильное стимулирующее воздействие на восстановление речи (на пальцах рук располагаются точки, непосредственно связанные с речевыми центрами головного мозга).

Многие упражнения, направленные на восстановление интеллектуальных способностей, можно проводить с больным "без отрыва от производства". Например, во время уборки в его комнате, за едой, в ванной Вы можете, например, играть с ним "в слова". Вариантов этой игры существует великое множество. Например, игра в "грузить пароход". Правила просты: Вы и Ваш больной поочерёдно "нагружаете пароход" всеми пришедшими на ум предметами, название которых начинается с буквы "А" (или "Т", или "Ю". ). Выигрывает тот, кто "нагрузит свой пароход" большим количеством предметов.

Или играйте в такую игру: нагружайте этот пароход предметами по одному предмету на каждую букву алфавита, причём каждый последующий предмет должен быть связан с предыдущим. Например, Вы «кладёте» на «пароход» Арбуз, Ваш больной ставит на этот арбуз Барабан, Вы связываете их Верёвкой, больной покрывает это всё сверху Глазурью, и так далее. Выигравшего в этой игре нету, главное – процесс.

Другой известный вариант — игра "в города": Вы говорите одно название, Ваш партнер должен вспомнить город, название которого начинается с той же буквы, на которую заканчивалось название первого (то есть вместе Вы выстраиваете цепочку вроде "Москва – Азов – Воронеж – Женева»). По ходу дела задание можно усложнять: например, называть города только какой-то одной страны или континента.

Можно играть в синонимы или антонимы (то есть подбирать слова со сходным или противоположным значением), сочинять коротенькие стишки (строчку — Вы, строчку — Ваш больной).

Ещё можно играть с человеком в такую игру: кто больше придумает имён (или названий продуктов, или стран), начинающихся с какой-то буквы.

Игры – это хорошая вещь. Но вместе с играми активизируйте и реальную память человека. Просите его вспомнить и рассказать о детстве, о юности, о событиях взрослого периода жизни, и пр. Пусть попытается вспомнить стихи или иностранный язык, который он когда-то учил. Пусть в деталях опишет Вам события вчерашнего дня.

Пусть больной читает Вам несложные тексты, написанные крупными буквами (рекомендуются детские сказки). После прочтения задайте больному вопросы по содержанию текста. После этого надо, чтобы больной пересказал Вам прочитанный текст.

2. Методики, которые должен выполнять сам больной (если, конечно, он действительно хочет восстановить и даже улучшить память и ум). Методики адресованы больному.

1) Рекомендуется вечером перед сном вспоминать события дня. По воскресеньям вспоминать не только события дня, но и недели. В конце месяца – события этого месяца. В конце года – события года. Вспоминать рекомендуется без-эмоционально, как посторонний наблюдатель.

2) Рекомендуется ежедневно играть в шахматы. Пробуйте играть с закрытыми глазами, по памяти.

3) Учите стихи. Например, поэма Пушкина "Граф Нулин" очень легко читается и легко запоминается. А исследования показали, что, когда пожилой человек выучивает эту поэму наизусть, то объём его памяти увеличивается на 30 процентов. Причем не надо стараться заучивать её всю сразу. Используйте тот метод, по которому в древней Индии ученики мудрецов запоминали строки священных Вед: в первый день ученику говорили первую строку, он её повторял и запоминал. На второй день ему говорили первую и вторую строки, он их повторял и запоминал. На третий день говорили первую, вторую и третью строки, он их повторял и запоминал, и так далее.

4) Каждый из нас хорошо знает свою комнату и мебель в ней. Когда что-то надо запомнить, то надо мысленно положить эти вещи (понятия) на мебель. Скажем, поручено купить продукты. Мысленно кладёте на кресло хлеб, на диван — сахар, на люстру вешаете огурцы, и так далее. Потом, когда Вы пришли в магазин, надо мысленно пройти по комнате и посмотреть на предметы мебели, и Вы увидите, ЧТО за предметы Вы положили на мебель.

5) При выполнении этого упражнения надо, чтобы кто-то Вам помогал. Выйдите с помощником на незнакомую улицу. Несколько секунд смотрите на пейзаж, потом отвернитесь. А помощник пусть задаёт вопросы типа «что находится перед пятиэтажкой с белой крышей», или «какие номера у машины, стоящей напротив», или «какая грамматическая ошибка есть в рекламном щите напротив магазина». Можно бродить с помощником по улице или по людному парку, а потом помощник пусть заставляет Вас вспомнить всё, что Вы видели, причём пусть помощник требует, чтобы Вы учились не только видеть всё это в памяти, но и могли бы вспомнить запахи, звуки, свои телесные ощущения.

6) Вам необходим листок с дерева. Устраивайтесь поудобнее. Можете лечь или сесть. Возьмите в руки этот листок, посмотрите на него.

Обратите внимание: какого он цвета/оттенка, однородный ли цвет или меняется по поверхности листа? Рассмотрите его края, прожилки, какой у него черенок. Есть ли на его поверхности какой-нибудь рисунок? Насколько сильно одна сторона отличается от другой?

Покрутите листок в руках, какой он на ощупь, какая у него поверхность? Он ворсистый или гладкий?

Подумайте о том, как листок устроен внутри. Даже если Вы плохо помните уроки биологии, попробуйте представить его внутреннюю структуру. Клетки, капилляры, волокна и т.д.

Потом задумайтесь о связи листка с деревом. Как черенок крепился к ветке? Как бы он смотрелся на дереве? Что его окружало? А как бы он выглядел со стороны? издалека? Какое значение в его жизни имел бы свет? А воздух? Как с ним взаимодействовали другие листья?

Мягко разорвите листок. Почувствуйте, как он сопротивляется Вашим усилиям. Посмотрите на получившиеся рваные края. В чём их отличие от естественных краев и изгибов листка? На что похожи получившиеся обрывки листа?

Подумайте, ЧТО Вы сделаете с листком в дальнейшем? Просто выбросите в мусорное ведро? Выбросите в окно на воздух? Сожжёте? Закопаете? И какие изменения в нём произойдут в зависимости от Ваших действий?

Постарайтесь смотреть на листок не как на нечто обыкновенное, а как на уникальное творение природы, в каких-то особенностях отличающееся от остальных листков на свете. Как каждая снежинка уникальна и неповторима, так нет в природе абсолютно одинаковых листков, даже на одном дереве.

Это упражнение выполнять как минимум раз в неделю (можно не с листком, а с лепестком розы, или пером голубя, или кожурой апельсина, и т.д.).

7) Пробуйте составлять (не разгадывать, а именно создавать) кроссворды, сканворды, загадки и пр.

8) Постарайтесь вспомнить, ЧТО ИМЕННО Вы делали год (два года, три года, десять лет) назад в этот же день. Упражнение выполнять ежедневно. На первых порах Вы будете вспоминать разве что некоторые вещи из того, что Вы вообще делали в прошлом году. Но не отступайте. Однажды память «сдастся», и вы сможете без труда вспомнить любой день своей жизни. Вы сможете вспомнить все те знания, которые Вам преподавали в школе и в других учебных заведениях. Вы сможете вспомнить все места, в которых бывали, всех людей, которых знали, все разговоры, которые были, и т.д.

Восстановление памяти и речи после инсульта

Острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты ) могут возникать по разным причинам: атеросклероз, гипертоническая болезнь, внутричерепные аневризмы, васкулиты и др.

Сосудистое поражение головного мозга, сопровождающееся не только двигательными расстройствами, но и нарушением высших психических функций, может возникнуть в любом возрасте.

Однако частота значительно возрастает во второй половине жизни, достигая пика распространения в старости, и требует принятия определенных мер, направленных на восстановление памяти и речи после инсульта. Резкие нарушения памяти могут возникнуть при инсульте, особенно, если острое нарушение мозгового кровообращения локализуется в медиально-лобно-височных отделах правого полушария (гиппокамп) или таламусе.

Прежде всего, отмечается выраженное нарушение памяти на текущие события. появление ложных воспоминаний (пациенты могут сообщать о якобы происшедших с ними событиях и своих переживаниях, связанных с этим, в то время как в действительности эта ситуация, этот факт никогда не существовали). Несмотря на выраженность симптоматики, данное расстройство может оказаться обратимым.

Наиболее частыми проявлениями, требующими восстановления памяти и речи после инсульта. являются преходящие явления мнестической слабости (трудности быстрого воспоминания необходимой информации).

При более глубоком и обширном поражении тканей головного мозга, может развиваться сосудистая деменция. При которой выраженные нарушения памяти на текущие события имеют стойкий характер и часто сочетаются с нарушениями речи по типу амнестической афазии (пациент не может подыскать нужные слова или сразу назвать показываемые ему предметы, при сохранении способности говорить и понимать обращенную речь).

Часто последствиями инсульта является дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, артикуляции из-за спастичности артикуляционных и фонационных мышц. Восстановление памяти и речи после инсульта подразумевает курсовый прием ноотропных препаратов (назначаются в больших дозах, курсами на 4-6 месяцев).

Кроме того, при явлениях афазии необходимы занятия с афазиологом, при дизартрии – с логопедом.

Восстановление памяти после инсульта: миф или реальность?

Содержание статьи

Серьёзное поражение головного мозга – инсульт может явиться причиной таких глобальных проблем, как паралич конечностей, потеря памяти, нарушение речи.

Восстановление памяти после инсульта, как и других функций организма – процесс довольно длительный, требующий, как от больного, так и от окружающих, большого терпения и мужества.

Почему происходит потеря памяти при инсульте?

Инсульт возникает, в основном, при образовании в артерии головного мозга сгустка кровяного, который препятствует нормальному кровотоку. У мозга 2 полушария – левое и правое.

При нормальном состоянии оба полушария дополняют друг друга. При этом правое — нормализует работу левой половины тела и эмоционального восприятия человеком. А левое – ответственно за стабильность работы правой половины человека, а также перерабатывает и анализирует всю поступающую информацию.

Различают 2 разновидности инсульта: ишемический, который приводит к потере памяти и геморрагический. При этом нарушается кровообращение в правом полушарии мозга. Что сопровождается неадекватным восприятием пространства и параличом левой части тела заболевшего.

Восстановление памяти после инсульта, а также нормализация работы всей мозговой деятельности проходит в течение длительного периода под строгим контролем врачебным.

Восстановление памяти после инсульта достигается не всегда, поэтому важно как можно более быстрое вмешательство в болезнь специалистов.

Какие ещё могут быть причины и признаки инсульта и потери памяти?

Причиной инсульта может служить образование сгустка кровяного и в сердце. Откуда он попадает через сосуды в мозговую артерию, закрывая и нарушая её деятельность.

Иногда причиной является разрыв сосуда мозга, после чего в нём происходит сильное кровоизлияние.

Сосудистая дистония, нарушение сердечной деятельности, сахарный диабет, атеросклероз и гипертония – могут ускорить возникновение недуга со всеми вытекающими последствиями, в том числе и такими, как потеря памяти при инсульте.

Следует отметить, что злоупотребление алкоголем и курением, переедание и игнорирование активного образа жизни отрицательно влияют на сосудистую систему мозга головного и сердца. И могут со временем привести к вышеперечисленным причинам возникновения инсульта и потери памяти.

Если появилась резкая и нестерпимая боль в голове, сильная тошнота, переходящая в рвоту, повысилось артериальное давление, произошло нарушение координации в движениях и провалы в памяти – следует немедленно уложить больного в постель, дав ему лекарство, быстро снижающее давление, и срочно вызвать неотложную специализированную медицинскую помощь.

Что надо делать для восстановления памяти при инсульте?

Очень важным фактором для возвращение больного к нормальной жизни является восстановление памяти после инсульта.

И помочь ему в этом должны члены семьи, которые своим вниманием, любовью, терпением и настойчивостью будут методично учить больного выполнять специальные упражнения.

Через 6 лет после инсульта человек начал ходить!!!

Откл процессы Chrome висящие в памяти после закрытия браузера

Написать ответ