Психика после инсульта

Стандартный

Лечение нарушений психики после инсульта

Лечение психических нарушений после инсульта представляет собой проблему, которой занимаются врачи психиатры совместно с неврологами.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются больные после перенесенного инсульта следующие: нарушения двигательных функций, нарушения настроения, сна, памяти и нарушения поведения.

Нарушения двигательных функций бывают в виде парезов и параличей, нарушения координации движений и зависят от тяжести нарушения мозгового кровообращения и от локализации в том или ином участке головного мозга.

Мы не будем подробно останавливаться на этих изменениях, так как они относятся к компетенции врача невролога.

Снижение настроения как первый симптом

В ранние сроки после перенесенного инсульта проявляются такие симптомы, как снижение настроения и нарушения сна. Снижение настроения в этих случаях редко достигает степени тяжелой депрессии, тем не менее, оно почти всегда сопровождается пессимистической оценкой своего будущего, тревогой и внезапно возникающим двигательным беспокойством.

Больной человек, находясь в таком состоянии, постепенно утрачивает веру в свое исцеление. У многих больных появляются мысли о ненужности и обременении своим состоянием других членов семьи.

Возникающие на этом фоне нарушения сна проявляются трудностями при засыпании и прерывистым сном, которые изматывают человека и часто приводят к появлению суицидальных мыслей. Соблюдение постельного режима способствует тому, что к вечеру отсутствует чувство усталости за день, которое необходимо для легкого засыпания.

Из за этого в вечернее время у пациентов после инсульта часто возникают приступы психомоторного возбуждения: больные кричат, раскидывают вещи, совершают бессмысленные поступки.

Когда начинать лечение

Лечение нарушений психики после инсульта лучше всего начинать после выписки больного из стационара, так как, приехав домой и, не имея возможности вести привычный образ жизни, человек впадает в депрессивное состояние.

В зависимости от клинической картины подбираются лекарственные препараты, обладающие восстановительными свойствами, антидепрессанты и снотворные средства. Назначение этих препаратов всегда носит индивидуальный характер, а их дозировки могут меняться в процессе лечения.

Нарушения поведения и ослабления памяти и интеллекта возникают в более поздний период, чем нарушения настроения и сна. Нарушения поведения проявляются раздражительностью, грубостью и агрессивностью и носят немотивированный характер.

При сохранности двигательных функций, такие больные часто уходят из дома, выбрасывают вещи, совершают бессмысленные поступки, становятся прожорливыми и неряшливыми. Эти изменения успешно корригируются назначением различных психофармакологических препаратов на длительный срок.

Лечение нарушений психики после инсульта можно начинать в любые сроки, но лучшие результаты достигаются при назначении лечения в ранние сроки возникновения этих нарушений.

Психические нарушения после инсульта

Моя жена 1954 г.р. в августе 2007г. перенесла ишемический инсульт. В результате полностью потеряла речь, а также нарушились двигательные функции правой руки и ноги. Спустя 17 дней ее выписали из больницы. В реабилитационный центр ее не приняли, из-за проблем с сердцем и желудком (порок, 2-я гр. инвалидности, язва). Через неделю еще в больнице она начала ходить, а через полгода в результате ежедневных процедур в домашних условиях (легкая зарядка, массаж всего тела и особенно правой стороны, контрастный душ, ежедневные прогулки) полностью восстановилась и правая рука. Речь восстанавливалась с большим трудом. Появилась депрессия, плаксивость, раздражительность, регулярно высказывалось желание умереть. Эти психические расстройства в значительной степени подпитывались психологической травмой из-за проблем с восстановлением речи. Она ведь преподаватель русского и украинского языка с многолетним стажем. Неуемное желание побыстрее восстановить речь привели ее в неврологическое отделение через 15 мес. после инсульта. Заметного улучшения речи не произошло, но появились ощутимые проблемы с поджелудочной и печенью. Примерно через 4 мес. она снова оказалась на больничной койке: повторный ишемический инсульт, но весьма странный: только с потерей рассудка и слуха, при полной сохранности и даже усилении двигательных функций. Через сутки все восстановилось. Однако после выписки из больницы проблемы с поджелудочной и печенью стали еще ощутимее. Поэтому через 9 мес. она оказалась в больнице, но уже в гастроэнтерологическом отделении. А через полтора мес. 20.04. 10 повторилась ситуация годичной давности, но с потерей сознания и двигательных функций лишь на протяжении суток: полная потеря слуха, почти полная потеря речи и сильно выраженное слабоумие. В настоящее время после месячного пребывания в больнице ситуация со слухом и речью не изменились. С рассудком ситуация немного улучшилась, но поведение во многом остается на уровне непослушного ребенка, причем очень агрессивного. Именно эти проблемы и надежда получить совет по их разрешению привели меня к Вам.

Рекомендации по Вашей жене, должен дать ее лечащий врач-невролог. Кроме того, ее должен осмотреть врач-психиатр. Заочно рекомендовать лечение невозможно. Выдать прогноз, даже предположительный, так же невозможно из за сложности ситуации и возраста Вашей жены. Ее нужно осмотреть, провести ряд обследований, в том числе и аппаратные обследования головного мозга.

В эту группу входят психические нарушения, клинико-психопатологические проявления которых сходны с симптомами «эндогенных психических заболеваний» — шизофрении, бредовых психозов, аффективных расстройств. Генез этих нарушений не может быть объяснен только сосудистым поражением мозга. Сосудистый фактор играет лишь частичную и не всегда убедительно доказуемую роль в их развитии, а нередко лишь предположительную и обычно в комплексе с другими факторами, к важнейшим из которых относятся конституционально-генетические. Кроме того, сам фактор сосудистого поражения мозга оказывается в этих случаях весьма многозначным и включает в себя разные составляющие: структурно-органические и функционально-гемодинамические изменения мозга, неврологический дефект, изменения когнитивной сферы, реагирование личности на возможные многообразные последствия (физические, психологические, социальные) сосудистого заболевания мозга. Именно в качестве потенциально многообразного стрессорного воздействия фактор сосудистого поражения мозга может рассматриваться как условно- и неспецифически-патогенное звено в случаях развития при нем эндоформных психических нарушений

Как и при любых других «психозах на соматической основе» основным критерием эндоформных психозов у больных с сосудистым заболеванием мозга является наличие связи их развития, течения и исхода с динамикой сосудистого поражения мозга. Нужно, однако, отметить, что полного параллелизма между клинической картиной эндоформного психоза, с одной стороны, и особенностями сосудисто-мозгового процесса, с другой, как правило, не наблюдается. Вместе с тем при диагностике эндоформного психоза должны выявляться патогенетические звенья между различными сторонами сосудистого поражения мозга и клиническими проявлениями психоза, что не сводится к констатации лишь провоцирующей роли сосудистого заболевания Эндоформные психозы могут возникать как при преходящих нарушениях мозгового кровообращения, так и в связи с инсультами.

Различают бредовые психозы, депрессии и другие эндоформные расстройства

Бредовые психозы. Острые и подострые сосудистые (постинсультные) бредовые психозы развиваются непосредственно после инсульта и продолжаются от нескольких часов до нескольких дней. Они характеризуются выраженным аффектом страха с иллюзорно-бредовым восприятием окружающей обстановки как несущей угрозу больному. Обычно отмечаются элементы спутанности Состояние отличается значительной лабильностью Оно усиливается или провоцируется попаданием больного в незнакомую обстановку (больницу) По миновании бреда характерна по крайней мере частичная его амнезия. В целом эти бредовые психозы имеют сходство с острыми параноидами («реакциями измененной почвы» — по С. Г. Жислину, 1967).

Протрагированные и хронические бредовые психозы определяются преимущественно паранойяльным малосистематизированным бредом ревности, ущерба, отравления Они могут возникать как на фоне постепенно прогрессирующего психоорганического синдрома при клинически безынсультном течении болезни, так и на фоне постинсультных психоорганических расстройств Развитие этих психозов возможно по механизмам резидуального бреда, содержанием которого являются воспоминания о пережитых в постинсультном делирии сценах воровства или грабежа в квартире (резидуальный бред ущерба) или о супружеской неверности (резидуальный бред ревности). Протрагированные и хронические формы бреда обычно развиваются у лиц с гипопараноическим или шизоидным складом, который может заостряться перед развитием бреда Возможны более редкие психозы в виде зрительных галлюцинозов с конфабуляторным компонентом. Например, больная с клинически безынсультной сосудистой формой деменции (ишемические очаги в височно-теменно-затылочной области правой гемисферы) в течение нескольких месяцев «видела маленьких медвежат и негритят» вокруг дома и в квартире, мысленно и вслух общалась с ними и рассказывала о них различные вымышленные истории.

В случаях с более сложными по структуре бредовыми расстройствами (с явлениями вербального истинного и псевдогаллюциноза, бреда воздействия, развернутых картин параноида жилья с обонятельным или слуховым галлюцинозом) у больных с сосудистым поражением головного мозга обычно отмечается сочетание психозов иной природы (шизофренических или бредовых). Вместе с тем при таких психозах сосудистый мозговой процесс, несомненно, может играть роль провоцирующего или патопластического фактора. Например, после инсульта может возникать бред физического воздействия у больных с афазией и явлениями световой и звуковой гипе рестезии, которая вместе с нарушениями речевой коммуникации становится своего рода физикальной основой для развития этого бреда.

Депрессии. Несмотря на то что депрессивные состояния, как правило, не достигающие значительной глубины, весьма часто наблюдаются у больных с сосудистым поражением головного мозга, они не могут быть однозначно объяснены лишь самим этим поражением, поскольку выступают с комплексом психогенных факторов, обычно находящих отражение в структуре депрессии, и поэтому не могут рассматриваться только как «органические» или «соматогенные» депрессии. Среди депрессивных расстройств у больных с сосудистой патологией головного мозга к собственно «сосудистым» депрессиям более всего приближаются гипотимические состояния (различной степени выраженности), возникающие у лиц, перенесших инсульт. Частота таких постинсультных депрессий составляет от 25 до 60 %. Они могут возникать в различные сроки после перенесенного инсульта и в соответствии с этим коррелировать с различными патогенетическими факторами [Astrom M. et al. 1993]: ранние депрессии, развивающиеся в первые 3 мес после инсульта, чаще коррелируют с поражением левой гемисферы и с нарушениями речи; поздние депрессии (срок развития после 2 лет) — с поражением правого полушария и мозговой атрофией. Развитие же депрессий в сроки между 3 мес и 2 годами после инсульта совпадает с повышенной частотой психогенных факторов (неблагоприятные внутрисемейные отношения). Постинсультная депрессия является фактором, ухудшающим прогноз: у лиц с такой депрессией отмечается более высокая смертность, чем у лиц без нее [Astrom M. et al. 1993].

Другие психозы. Описаны случаи кататоноподобных психозов у больных с субарахноидальными кровоизлияниями вследствие разрыва артериальных и артериовенозных аневризм [Разумовская-Молукало Л. П. 1971], при маниакальном [Kulisevsky J. et al. 1993] и биполярном аффективных расстройствах [Berthier M. et al. 1996], развившихся после инсульта правой гемисферы.

Болезнь альцгеймера ухудшение двигательных функций

Написать ответ