Гипертония психосоматика

Стандартный

Гипертоническая болезнь

Лечение гипертонии (иллюстрация)

Екатерина В. (38 лет) на протяжении последних 3-х лет вынуждена постоянно принимать гипотензивные средства в связи с повышенным артериальным давлением. Прошла специальное обследование, по результатам которого ей поставили диагноз «гипертоническая болезнь». Сама она понимает, что болезнь развилась на нервной почве — из-за чрезмерной психологической нагрузки на работе. Екатерина является директором преуспевающей частной фирмы. Работа фактически не нормирована по времени, так что производственные вопросы приходится решать не только в офисе, но и дома. Проживает с престарелым отцом в трёхкомнатной квартире. Половая жизнь сводится к нечастым сношениям с пожилым женатым мужчиной, которого она знает уже более 10 лет. Влюблённость, которая когда-то свела их вместе, давно прошла, но сексуальное партнёрство продолжает быть стереотипно-приятным.

Эта история имеет счастливый конец. В результате проведённого лечения пациентке удалось, во-первых, освоить роль взрослой женщины; во-вторых, обнаружить среди своих сослуживцев возлюбленного и выйти за него замуж; в-третьих, зачать и родить ребёнка, а роль директора переложить на своего мужа. Замечательно то, что прогнозировавшегося гинекологом усиления гипертонии во время беременности не только не произошло, но наоборот, артериальное давление нормализовалось.

Психосоматика: сердечно-сосудистые заболевания (гипертония)

От автора: Заметки по болезням, относящиеся к психосоматике

Заболевания сердца и сосудов в экономически развитых странах являются самой частой причиной смерти. В последние годы кардиологи все большее значение придают психосоциальным факторам риска и их связи с соматическими факторами (Burns, Katkin, 1993; Burns et al. 1993; Cohen et al. 1994; Contrada, 1994; Dembroski, MacDougall, 1983; Miller et al. 1996). Образ жизни, установки личности и положение человека в его профессиональном и семейном окружении важны для кровообращения и его физиологической регуляции. Издавна известны такие соматические факторы риска, как неправильное питание, ожирение, курение и злоупотребление алкоголем, в которых отражаются особенности личности (Бройтигам и др. 1999).

Психосоматический компонент в первую очередь характерен для следующих заболеваний сердечно-сосудистой системы:

эссенциальная артериальная гипертония; ишемическая болезнь сердца; нарушения сердечного ритма; сердечный невроз страха.

Сердце и сосуды участвуют во всех формах жизнедеятельности, хотя в норме человек этого не осознает. При физических и психических нагрузках работа сердца начинает восприниматься в виде усиленного сердцебиения или тахикардии. В отличие от моторики или дыхания, деятельность сердца и сосудов исключена из непосредственного человеческого восприятия. И только при определенных пограничных состояниях и нарушениях сердце воспринимается осознанно. Даже в случаях тяжелых нарушений, например при врожденном пороке сердца, сердечные феномены субъективно воспринимаются лишь на поздних стадиях декомпенсации. Однако и в этих случаях возникает своеобразная неопределенность: «сердце хотя и мое, но оно какое-то неопределенное и не поддающееся управлению, как, например, конечность». Это чувство неопределенности уже содержит в себе зародыш страха. На этом основывается предположение о возможности фобического развития личности.

Психическая сфера так же определяет функции сердца и сосудов, как и соматическая. Активность и покой, сон или бодрствование, душевная живость и возбуждение, выраженные внешне или подавленные чувства связаны с различными состояниями системы кровообращения. Связь деятельности сердца с эмоциями отражена во множестве идиом и поговорок.

Несмотря на то что изменения работы сердца в равной степени проявляются и при положительных, и при отрицательных чувствах, патологические нарушения в сердечно-сосудистой системе связаны со страхом, гневом, яростью, тоской и другими отрицательными эмоциями, которые приводят к тому что, например, при страхе одиночества, при опасности нападения возникает ощущение, будто сердце начинает стучать в горле и в области головы. Происходящий при этом выброс адреналина вызывает сужение сосудов, учащение пульса и усиление сокращения миокарда, что, в свою очередь, приводит к состоянию беспокойства и страха.

Сердце обычно связывают с любовью. Возникает вопрос: почему разрыв отношений, потеря близкого человека нередко приводят к сердечным заболеваниям? Если мать не дает своему ребенку достаточно тепла, он проявляет к своей кукле чувства, которые хотел бы ощутить в своей матери. Кукла становится заменой близкого человека.

Некоторые кардиологи предполагают, что иногда сердце превращается в символ близкого человека и на него переносятся все те чувства, которые по каким-то причинам не могут быть выражены открыто. Человек боится показать другим свое недовольство. Женщина не решается возражать любимому человеку и для того, чтобы уменьшить тоску и избежать депрессии, тиранит собственное сердце, вымещая на нем свое раздражение.

Главную роль в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний играют подавляемая враждебность (Barefoot et al. 1996; Barefoot et al. 1994; Benotsch et al. 1997; Siegman, Smith, 1994; Siegman et al. 1992) и поведение типа А (Booth-Kewley, Friedman, 1987).

Гипертония

Картина личности

Поскольку в большинстве случаев четко датировать начало заболевания не представляется возможным, трудно говорить и о вызывающей ее ситуации. Однако в качестве причинных ситуаций описаны определенные внутренние конфликты (Gentry, et al. 1982; Irvine, et al. 1991; Saab, Schneiderman, 1993). Артериальная гипертония часто начинается тогда, когда человек пребывает в ситуации хронического напряженного ожидания (Grace, Graham, 1952). Типичные высказывания гипертоников: «я должен быть готов ко всему», «я такой, что принимаю на себя все трудности», «никто меня не удержит, я готов на все». Провоцирующими ситуациями часто бывают длительные состояния страха, нехватка времени и нарастающее напряжение. Кроме того, описываются ситуации, в которых имеется возможность разрядки враждебности и агрессивности, но этого не происходит в силу торможения или щепетильности.

Многочисленные эксперименты как с животными, так и с людьми показали, что при страхе, гневе и озлобленности повышается давление и что хроническое эмоциональное перенапряжение может приводить к стойкой гипертонии (Coeher, 1971, Groen et al.,1971, Angermeier, Peters, 1973; Cannon, 1953; Reindell et al. 1971). Общепринято мнение, что у гипертоников существует связанная со страхом хронически подавляемая агрессия.

Для больных гипертонией описывают типичную невротическую личностную структуру с преобладанием навязчивых состояний, в результате чего часто возникают внутренние и внешние конфликты, что затрудняет эмоциональную разрядку (Groen et al.,1971).

Тот факт, что эссенциальная гипертония часто встречается у членов одной семьи, может интерпретироваться в смысле «психологического наследования» (Hermann et al.,1989). Экспериментальные исследования показывают, что больные гипертонией склонны к повышению давления даже в тех ситуациях, которые у нормотоников не вызывают никаких изменений давления (Hodapp, Weyer, 1982).

По данным Александера (2002), центральным пунктом психодинамики пациента с эссенциальной гипертонией является постоянная борьба с нарастающим враждебно-агрессивным чувством. В то же время существуют трудности самоутверждения. Пациенты боятся потерять благосклонность других людей и поэтому контролируют проявления своей враждебности. В детстве они обычно склонны к приступам ярости и агрессии. Бывший прежде агрессивным ребенком, взрослый человек становится подчеркнуто уступчивым, не может за себя постоять. Понимание возможности потерять из-за своей агрессивности расположение родных и близких заставляет ребенка контролировать свою враждебность и скрывать ее. Больные артериальной гипертонией постоянно проявляют раздражительность, если сталкиваются с непреодолимым сопротивлением. Их жизнь навязывает им роль «ломовой лошади». Они застревают на многие годы на одной работе и редко меняют фирму, даже если им недоплачивают. Если они добиваются начальственного положения, им трудно стать авторитетом для других. Они выполняют работу за других, вместо того чтобы наладить дисциплину. Из этого сверхсовестливого и доводящего до крайностей поведения с излишним чувством ответственности рождаются усиленные чувства гнева, неприязни и агрессивности, со временем требующие все больших усилий для их сдерживания. Так развивается порочный круг, который приводит к хроническому состоянию напряжения. Характерная ситуация, провоцирующая заболевание, представляет собой жизненные конфликты, которые мобилизуют враждебность и стремление к самоутверждению и одновременно создают невозможность их свободного выражения.

Первоначально эти черты были обнаружены в наблюдавшемся поведении больных. В дальнейших исследованиях показано, что в сравнении с нормотониками у них изменено восприятие конфликта и стресса. Например, летные диспетчеры подвергаются угрозе повышения давления не только тогда, когда идентифицируют себя со своей профессией и являются адаптивными и обходительными с сослуживцами, но и когда они не воспринимают и отрицают производственный стресс (Rose et al. 1978).

В формировании гипертонии играет роль и непосредственное взаимодействие в семье, что показано в исследованиях конфликтного поведения в семьях с отцом-гипертоником, в которых изучалась семья как клиническое единство, исходя из системного видения симптомов (Ваег et al. 1959, 1933; Ва-ег, 1983).

Структура личности члена семьи — например, конфликтно-агрессивный импульс гипертоника — затрагивает поведение взаимодействия семьи в целом («семейное накопление» эссенциальной гипертонии). В каждой семье между родителями и детьми формируются правила, по которым регулируются конфликты; в семьях с отцом-гипертоником дети имеют менее эффективные возможности для перенесения и решения конфликтов, о чем свидетельствует преобладание в этих семьях негативно-невербальной коммуникации (например, не давать ответ, отворачивать голову, избегать контакта взглядами). Разнообразные исследования указывают на то, что ограниченное восприятие конфликта и стресса и избегание конфликта коррелирует с появлением повышенного давления крови, т. е. это типы поведения, которые дети в процессе социализации в семье приобретают от гипертоника-отца. Эта точка зрения могла бы наряду с генетическим компонентом открыть дополняющий аспект возможного воспроизведения эссенциальной гипертонии (Theorell, 1990; Любан-Плоцца и др. 2000).

Семейное взаимодействие характеризуется своего рода запретом на речь или коммуникацию, затрагивающим также и невербальную сферу, вследствие чего преобладают понимающие, наблюдающие, контролирующие, сдерживающие активности, в то время как отдающие, сообщающие, участвующие выражения появляются редко (Kroger, Petzold, 1985).

Единой личностной структуры для всех больных артериальной гипертонией не установлено. Впрочем, при широком распространении и большом разнообразии форм болезни этого и не следует ожидать.

И все же среди психосоматически обследованных предварительно отобранных пациентов постоянно повторяются определенные личностные черты. Гипертоники описываются как люди трудолюбивые, приверженные долгу, общительные, с большим чувством ответственности. В связи с этим у них возникают внутренние и внешние конфликты, от которых они не могут эмоционально отстраниться. В своей специфической установке на скромность они отказываются от своих потребностей в пользу других, желая получить от них одобрение и не провоцировать агрессию или неприязнь. Именно эти признаки, описываемые независимо друг от друга разными исследователями как готовность помочь, стеснительность, хронически подавляемая агрессивность, и составляют манифестные свойства личности, которые имеют большое значение для формирования характерных реакций подавления потребностей, воспринимаемых как опасные. Манифестные особенности восприятия окружающего и поведения у многих гипертоников представляет собой форму защиты от собственных агрессивных побуждений (Cottingtonetal. 1986; Diamond, 1982).

У большинства пациентов с эссенциальной гипертонией обычно нет должного осознания своей болезни. С психоаналитических позиций внешне неправильное невротическое поведение идеологически оправдывается стремлением к активности и помощи людям. Но и при этой неблагоприятной исходной ситуации в отдельных случаях можно добиться изменений, если благодаря дозреванию личности устраняется ее односторонняя направленность и человек в целом начинает ориентироваться в жизни по-новому.

Манифестные черты личности больного с артериальной гипертонией . его трудолюбие и упорядоченное поведение, контактность, аккуратность и добросовестность импонируют, делают его, казалось бы, приятным, уступчивым пациентом. Однако следует помнить, что гипертоник в большинстве случаев не вербализует свою агрессивность, честолюбие и стремление к соперничеству, которые часто остаются латентными. Это можно почувствовать, если пытаться оказывать длительное влияние на образ жизни больного. Его малая податливость при необходимой длительной терапевтической программе, в процессе которой пациент обычно не может реализовать свои потребности и даже не может выразить свои суждения и отношение, противоречащие терапевтической программе, часто осложняет отношения психотерапевта и больного. В трудовых и семейных кризисных ситуациях, и прежде всего при латентных конфликтах в отношениях с психотерапевтом, больные легкоранимы, но не могут словесно выразить свою агрессивность. Они просто уходят от лечения, не появляются к назначенному сроку. Это, казалось бы, немотивированное прерывание лечения приводит к развитию у них чувства вины и его проекции. Для контрперенесения психотерапевта важно, чтобы он знал об оппозиционных тенденциях своего пациента и вызывал его на разговор, помогая ему справиться с чувством вины или с напряжением во время лечения. Благожелательное отношение, при котором терапевт и сам не чувствует себя ущемленным, и не делает ненужных упреков, определяет возможность продолжения терапии.

Для взаимоотношений психотерапевта и больного важно вовремя заметить, что пациент склонен подавлять собственные критические потребности и выявлять их лишь косвенно, например, в форме немотивированного прерывания лечения.

Психотерапия

Ситуация отношений психотерапевта и больного часто характеризуется конфликтом агрессивности/зависимости со стороны больного.

Условия для лечения гипертоника характеризуются:

— низкой мотивацией, поскольку жалобы поступают в основном на незначительные субъективные симптомы;

— хорошими возможностями лекарственной терапии;

— личностными факторами, характеризующимися конфликтом агрессивности/зависимости, что может приводить к напряжениям в отношениях психотерапевта и больного и выражаться в ненадежности взаимодействия.

Для поддерживающего лечения рекомендуется раннее вовлечение социального поля, недирективное отношение психотерапевта к больному, не активирующее конфликт агрессивности/зависимости, активное сообщение психотерапевтом информации, усиление собственной ответственности и самостоятельности, а также самовосприятия (например, за счет самостоятельного измерения давления).

Психотерапевтическое лечение представляется целесообразным и показанным лишь тогда, когда больной имеет соответствующее давление страдания. Релаксация и поведенческие методы хорошо зарекомендовали себя как средство поддержки медикаментозной терапии, поскольку таким образом удается существенно снижать дозы лекарств.

В рамках программы поведенческой терапии следует добиваться собственной ответственности пациента при использовании метода биологической обратной связи и применении методик снятия напряжения. Пациенты должны понять, какие ситуации, трудности, конфликты приводят к повышению артериального давления, научиться контролировать свои успехи и неудачи. Необходимо уточнить, соответствуют ли эти успехи канонам классической рефлекторной теории и идет ли речь о прямом образовании условных связей, а не просто о научении больных общим успокаивающим приемам.

Могут успешно использоваться методы терапии, фокусированной на решении, символдрамы, арт-терапии, креативной визуализации, транзактного анализа, семейной психотерапии.

Литвинова Ангелина Сергеевна

Литвинова Ангелина Сергеевна не является автором текста этой заметки.

Управление гневом. (Психосоматика: гипертония, сахарный диабет)

От автора: Психосоматика. Гнев.

Наверное никакая другая тема, не вызывает столько интереса и энтузиазма, как тема управления гневом. «Тебе лечиться нужно», обычный рецепт человеку, который проявляет свой гнев открыто. Давайте договоримся — в этой статье мы не рассматриваем случаи подавленного гнева (чаще встречается у женщин и детей). Обычно открыто буянят мужчины.

Опишем это чувство.

Вначале, как правило, но не всегда, появляется чувство раздражения, которое переходит в возмущение, потом в гнев, и, наконец, в ярость. Гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы, подавляет страх.

Гнев создаёт готовность к действию. Возможно, ни в каком другом состоянии человек не ощущает себя таким сильным и храбрым, как в состоянии гнева. В гневе человек чувствует, что у него "вскипает кровь", горит лицо, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его бросится вперёд, напасть на обидчика.

И чем сильнее его гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек. Эмоции — эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум.

Поэтому они выбирают и более простые пути решения жизненных ситуаций. Е.И. Головаха, Н.В. Панина Гнев это эмоция из разряда аффектов, а это значит что он может развиться за короткое время в чувство ярости, которое по своей сути очень разрушительно и трудно управляемое.

По этому, контроль над этим чувством необходимо быть в момент самого его возникновения. «Если эмоцию разрешили — она выходит на волю». Н. Козлов Если гнев не отреагирован вовне, он не исчезает.

Будучи «проглоченным» он трансформируется в обиду, раздраженность, апатию и т .д.

Также могут возникнуть психосоматические заболевания такие как гипертония или сахарный диабет, две самые распространенные болезни, связанные с подавлением гнева.

У гневливого человека срывы происходят регулярно, эмоциональное напряжение не находит выхода в конструктивных способах выражения. Человек попадает в различные потасовки и перепалки, что конечно не способствует процветанию ни в какой жизненной сфере ( буйных пытаются избегать все), кроме того это и чревато последствиями.

В чем причина гнева?

1.Главной причиной возникновения нашего гнева является причиненная нам боль. Это естественная реакция организма, которая доведена эволюцией до автоматизма.

2.Гнев может быть следствием и других чувств. Например после чувства печали, стыда, страха. В этом случае, можно говорить про ответную реакцию на эмоциональную боль.

3. Гнев может возникнуть из ваших мыслей. Например ваша оценка действий другого человека. Это может быть несправедливое отношение к чему либо, обман, нарушение договоренностей или проявление неуважения.

Если человек испытывает гнев– это говорит о том, что он не удовлетворяет какие-то важные потребности. Гнев это разрушительное чувство, которое дает человеку массу энергии. Негативная энергия начинает буквально хлестать через край, сужая сознание и адекватное восприятие реальности, при виде объекта злости или упоминании о нем. Вопрос управление гневом это вопрос правильных убеждений и инструментов, которые помогают регулировать это чувство.

Двигаться необходимо по порядку, так как именно правильный порядок, есть залог успеха в обуздании этого чувства:)

Чтобы управление гневом стало нормой, необходимо запомнить несколько основных правил:

12 главных правил, для управления гневом

1. Принять решение взять под контроль чувство гнева. Только взяв ответственность, можно начинать привносить изменения в жизнь. Обозначьте также для чего вам необходимо управление этим чувством, какие возможности и позитивные моменты появятся благодаря этому в вашей жизни.

2. Устойчивая самооценка. Нападки в свою сторону воспринимай как полезные сведения. Не воспринимай все близко к сердцу. Найдите надежный фундамент, для своей самооценки.

3. Занятия спортом. Спорт и любая физическая нагрузка служат отличным профилактическим средством против возникновения гнева. Более того, вы научитесь терпеть боль и напряжение, а это даст вам дополнительные баллы в овладении этим чувством.

4. Распознайте предвестники. Старайтесь наблюдать за собой, когда вы раздражены: вы можете заметить, что ваши губы, челюсти или кулаки сжаты, плечи напряжены, брови нахмурены и пр. Научившись распознавать ранние предвестники надвигающейся «бури», вы выигрываете время и будете успевать кое-что предпринять.

5. Учимся думать по-новому. Наши чувства – отражение наших мыслей. Например, если вы привыкли думать в конфликтной ситуации что-нибудь вроде «Ну все, я уже не могу! Я этого просто не выдержу! Сколько это может продолжаться!?», то ваша эмоциональная сфера реагирует на такие мысли взрывом негативной энергии.

6. Терпимость и принятие. Одно из самых разрушительных для нашей жизни убеждений (в большинстве случаев неосознаваемых) состоит в том, что все должно быть так, как мы хотим и немедленно. Старайтесь почаще говорить себе, что другие люди не для того, что бы соответствовать вашим ожиданиям про них. А также, что события могут развиваться по своему сценарию, не зависимо от того, что вы считаете «правильно» и «неправильно».

7. Смягчайте удар. Говорить себе в сложные минуты, например, когда вас кто-то критикует или у соседа идет ремонт: «Это действует мне на нервы, но это не смертельно». Вы почувствует собственную силу, и будете принимать неприятные события спокойнее.

8. Сократите требования к окружающим. Не требуйте от людей совершенства. Выделите главное, приоритетное для вас, вашей жизни и вашего счастья. Постоянная «ловля блох» отравляет жизнь и вам, и окружающим. Вместо этого подумайте о том, что для вас действительно важно.

9. Оправдание. «Он это делает специально, чтобы меня достать» – не приписывайте людям дурных мотивов. Даже если человек действительно замышляет худое, то «он это делает потому, что несчастен, недолюблен и не понят».

10. Управление гневом – это во многом искусство сострадания. Поменяйтесь мысленно местами, посмотрите на ситуацию его глазами. Что вы видите? Почувствуйте то, что чувствует он. Что вы чувствуете? Развивайте в себе способность в конфликтной ситуации вспоминать хорошее о человеке. По крайней мере, это будет объективно.

11. Юмор. Хорошая шутка способна быстро разрядить ситуацию. Подумайте, как бы вы могли пошутить в типичных «подогревающих» вас ситуациях, и тренируйтесь использовать ваши «домашние заготовки». Придумывать шутки, когда вы раздражены намного сложнее.

12. Результат придет постепенно. Навыки управления гневом следует отличать от знаний о навыках управления гневом. Их приобретение требует времени и тренировки. Вы можете знать как кататься на велосипеде, но не уметь этого делать, пока не начнете пробовать, а главное – не продолжите пробовать, несмотря на неизбежные неудачи. Не относитесь к себе слишком строго: никто из нас не совершенен.

Срывы обязательно будут, но все реже и реже, если вы продолжите самообучение. Не спешите и не корите себя за неудачи. Не сдавайтесь, и тогда все получится.

Многие люди кардинально изменили свою жизнь, научившись лишь трем-четырем из описанных приемов управления гневом.

И вы сможете.

Кроме общих принципов, которые помогут вам овладеть чувством гнева, важно иметь под рукой рабочую инструкцию, которая при отработке (хотя бы 5-10 раз), сможет стать вашим навыком и убережет от большого количества проблем.

Итак:

1. Признание перед самим собой, что разозлился. Произнесите вслух: «Я очень разозлился/разозлилась! Признание необходимо для обеспечения дальнейшего, разумного управления своими эмоциями.

2. Используйте технику СТОП. Когда вы чувствуете что уровень гнева нарастает, мысленно скажите себе «СТОП. После этого подождите 5-10 секунд. В момент, когда ваши эмоции готовы взорваться и разразится бурей на обидчика, вы получаете драгоценное время, что бы принять верное решение в сложившейся ситуации.

3. Вдохните глубоко несколько раз. Это поможет восстановить дыхание и ритмичность работы сердца. А также «заземлиться» и вновь почувствовать контакт с телом. «Выпустить пар», говоря простым языком.

4. Поставьте себя на место обидчика. Давайте рассмотрим такую ситуацию. Допустим, вам нахамили в общественном транспорте. Первая реакция — нахамить в ответ. Однако, попробуйте поставить себя на место вашего обидчика. Может быть у него проблемы в семье, на работе, или он одинок и глубоко несчастен. И хамит он не ради удовольствия, а неосознанно, в силу защитной реакции на более благополучных людей, чем он сам. Понимание того, что кто-то испытывает боль, когда он разгневан, помогает развивать сострадание к лицу, а не реагировать с гневом. Так вы сможете взять под контроль свои негативные эмоции.

5. Выберете несколько возможных вариантов реакции. Пауза дает возможность задать себе решающий вопрос: Какой результат я хочу получить с помощью такой реакции?

6. Предложите решение. Сконцентрируйтесь на возможных решениях проблемы, и предложите человеку несколько вариантов. Два-три варианта лучше, чем один, так как у вашего оппонента возникает ощущение свободы выбора. Используйте формулировку – «А что если. » Помните, что гнев плохой помощник в решении проблем. Поэтому самое лучшее — это оставаться спокойным и уравновешенным. Когда нервы ни к черту, лучше стараться держать язык за зубами. (Харрис)

В следующей статье поговорим о печали.

Печаль (эмоция возникает как реакция на крушение надежд, невозможность достичь желанной цели) активизируются сходными сдвигами в нейронной активности, и роль печали в том, что она снижает интенсивность гнева и связанных с ним эмоций отвращения и презрения.

Желаю Всем удачи и успехов в работе над собой.

С уважением, психолог ТАНАЙЛОВА ВИКТОРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Пишите на почту [email protected] тел. +380986325205 tanaylova3

Гипертония Стенокордия и очереди в магазинах ) — психосоматика

2014.01.23, Казахстан, Алматы, Управление гневом

Написать ответ