Люди перенесшие инсульт

Стандартный

404 — запрашиваемая страница не найдена

7 широко распространенных мифов об инсульте

Два года назад мой муж Грейди перенес обширный инсульт. Он был не так уж стар (на тот момент ему было 59 лет) и на свое здоровье тоже не жаловался. Было у него, правда, несколько килограммов избыточного веса, но при этом он не курил, и его семейная история тоже не помогла нам понять, почему это произошло.

К счастью, мой муж выжил (хотя в течение некоторого времени ситуация была критической), и хотя некоторые симптомы инсульта сохранились до сих пор, ему день ото дня становится всё лучше – даже два года спустя.

Этот инцидент разрушил многие из моих представлений об инсульте – заболевании, которое ежегодно поражает 800 тысяч и убивает 130 тысяч американцев. Май является Месяцем Национальной Осведомленности на тему: что нужно знать о четвертой по значимости причине смертности в США? Вот несколько основных мифов об инсульте, о которых повествуется в этой информационной кампании.

Заблуждение № 1. Инсультам подвержены только старики

Хотя большинство инсультов происходит у людей старше 65 лет, одна треть из них случается и с более молодыми пациентами (как в случае с моим мужем Грейди). Более того, количество инсультов среди молодых людей растет, и эта тенденция в значительной степени обусловлена распространенностью ожирения. Инсульты у людей любого возраста могут быть также вызваны врожденными дефектами сердца, о которых пациентам ничего не было известно прежде.

Заблуждение № 2. Существует только один вид инсульта

Фактически существует два основных вида инсульта. Около 85% инсультов являются ишемическими. К такому инсульту приводит блокировка одного из кровеносных сосудов, снабжающих кровью головной мозг. Другой вид инсульта – геморрагический, который возникает, как правило, в результате мозгового кровотечения при разрыве кровеносного сосуда. Факторы риска обоих видов инсульта схожи между собой, однако методы их лечения сильно отличаются. После того как у моего мужа случился геморрагический инсульт, он сказал: «У меня было такое ощущение, будто кто-то пролил горячий кофе в моем мозге».

Заблуждение № 3. Нет ничего, что могло бы предотвратить инсульт

«На самом деле около 80% инсультов может быть предотвращено путем устранения основных факторов риска – лишнего веса, гипертонии, повышенного уровня холестерина», – сказал доктор медицинских наук Брэдли Уайт, доцент кафедры неврологии и экспериментальной терапии из медицинского колледжа Техасского научного центра. – «Все эти факторы риска могут быть снижены или даже успешно вылечены», – добавил он. Вероятность развития инсульта можно также значительно снизить с помощью специальных физических упражнений, правильного лечения диабета и воздержания от употребления алкоголя.

Заблуждение № 4. Симптомы инсульта всегда довольно тяжелые

«Симптомы инсульта в некоторых случаях столь же тонки, как головокружение», – сказал доктор Уайт, который также работает нейрохирургом в Техасском Институте головного и спинного мозга. Чаще всего инсульт проявляется в виде паралича одной стороны лица, слабостью одной половины тела и спутанной, неразборчивой речью. К тому же симптомы инсульта иногда могут напоминать проявления сердечного приступа – как у женщин, так и у мужчин. У женщин бывают и другие признаки – например, икота, которая редко встречается у мужчин.

Заблуждение № 5. Симптомы исчезнут сами собой, нужно просто немного подождать

Уверенность в том, что при появлении симптомов инсульта можно просто переждать или отоспаться – одна из самых серьезных ошибок, которые можно допустить. На самом же деле такая пассивная позиция может просто-напросто убить больного. «Важно не только признать, что это – именно симптомы инсульта, но и своевременно принять все необходимые меры», – предупредил доктор Уайт. – «Ни в коем случае нельзя игнорировать то, что называется ТИА – транзиторной ишемической атакой (или микроинсультом). Симптомы ТИА – затруднения при ходьбе, проблемы со зрением (затрагивающие один или сразу оба глаза), головокружение, онемение и / или слабость на одной стороне тела. Ишемическая атака действительно может закончиться в течение относительно короткого периода времени, и хотя сама по себе она не может привести к серьезным повреждениям, однако свидетельствует непосредственно о вероятности инсульта, является его предвестницей. «Мы относимся к ТИА очень серьезно», – сообщил доктор Уайт.

Заблуждение № 6. Если после инсульта быстро восстановиться не удастся, человек будет обречен на пожизненную инвалидность

Когда-то люди верили в то, что состояние перенесших инсульт улучшается через шесть месяцев. К счастью, эта точка зрения осталась далеко в прошлом. «После инсульта никогда не следует прекращать процесс исцеления, нужно постоянно самосовершенствоваться – это необходимо для восстановления функции головного мозга», – сказал доктор Уайт. Вот и у моего мужа Грейди за два года, прошедшие с момента инсульта, благодаря постоянным занятиям произошли значительные улучшения. У него восстановились и двигательные навыки, и речь. Однако это – очень нелегкая работа. К счастью для меня, Грейди полностью себя осознает и находится в «реальном мире», а остальное сделает грамотная терапия. «Насчет полного восстановления этого человека у меня нет ни малейших сомнений. Он занимает активную позицию и делает всё, что надо, чтобы восстановиться», – сказал доктор Уайт.

Заблуждение № 7. Если человека не доставить в больницу в течение 3 часов, врачи ничем не смогут ему помочь

Десять лет назад эксперты считали, что разжижающий кровь препарат, известный как ТАП (тканевый активатор плазминогена), который вводят людям, перенесшим инсульт, помогает только в течение трех часов после острого нарушения мозгового кровообращения. В наши дни это «временное окно» расширено до целых восьми часов. «Тем не менее», – отметил доктор Уайт – «по-прежнему звучит весьма правдоподобно, что чем раньше вы получите ТАП – тем лучше». Следует учитывать, что введение препарата ТАП не помогает при геморрагическом инсульте и в некоторых случаях может даже ухудшить кровотечение.

Amanda Gardner, Health News

Лекция №. 410:

Более половины переживших черепно-мозговую травму впадают в депрессию. Они теряют аппетит, чрезмерно устают, не могут нормально спать и испытывают страх. Для лечения врач должен знать причины. Часто причиной депрессии становится осознание человеком того, что он уже не тот, кем был раньше. Большая часть утраченных после травмы способностей частично или полностью восстанавливаются в первые недели после травмы. Повреждённые клетки мозга способны возобновить свою деятельность. К тому же мозг компенсирует свои потери, реорганизуя свою деятельность и предписывая функции неповреждённым участкам.

Поразмышляйте над каждым словом следующих стихов:

Реабилитация

Раньше людей, перенесших инсульт, отодвигали на задний план. Но исследования показали, что многие из них способны улучшить своё состояние. Семь из десяти больных могут научиться справляться с ежедневными делами и вновь обрести независимость.

Физические упражнения

Физиотерапевтическое лечение

Физические упражнения, предназначенные для решения проблем с ходьбой, равновесием и координацией часто начинаются в то время, пока человек ещё находится на больничной койке. Эти упражнения предотвращают контрактуру мышц и помогают мозгу переорганизоваться. Как только состояние человека становится стабильным, медперсонал должен начать реабилитировать пациента, помогая ему садиться на край кровати, а затем и пересаживаться на кресло-коляску. Такой подход помогает быстрее восстановить двигательные и умственные способности.

Реабилитацию НЕОБХОДИМО ОТЛОЖИТЬ. если человек:

  • находится в коме
  • недавно перенес травму
  • недавно перенес сердечный приступ
  • свидетельствует о распространении инсульта, то есть если он попал в больницу со слабостью в руке или ноге, а на следующий день наступил полный паралич
  • испытывает резкое падение кровяного давления, когда садится
  • если в ноге есть тромбофлебит

лучше игнорировать страдающих от инсульта или травмы мозга.

большинство этих людей могут вновь выучить ежедневные деятельности.

после инсульта, у людей всё идёт стабильно.

Трудотерапия

Трудотерапия фокусируется на оказание людям помощи с ежедневными занятиями: едой, приготовлением пищи, одеванием и купанием. Если необходимо, человек должен научиться делать привычные для него дела по-другому — например, одной рукой или используя какие-то приспособления.

Логопедия

Логопед учит людей говорить в зависимости от последствий их травмы. Он также должен научить семью больного правильно с ним общаться. Этот врач также может помочь человеку научиться лучше глотать.

Вы также можете помочь человеку решить проблему проглатывания. Предлагая ему пищу, прикасайтесь ложкой или вилкой к его губам. Мы привыкли к тому, что, поднося к губам ложку, готовим своё горло к проглатыванию. Подносите пищу к сильной части его рта, чтобы он чувствовал, что она там. Если пища будет в слабой части рта, он может просто держать её за щекой, не проглатывая. Предлагая пищу впервые, вы можете НЕЖНО поглаживать его горло, пытаясь помочь человеку проглотить. В промежутках между твёрдой пищей давайте ему жидкость, чтобы убедиться, что вся еда проглочена.

Если больному сложно есть обычную пищу, попытайтесь перемолоть её в мясорубке или кофемолке. Вы так же можете покупать ему детское питание. Когда он приучится есть такую еду, переходите на мелко порубленную, а затем и нормальную. И, пожалуйста, не предлагайте таким больным творог с большим содержанием жира. Они уже страдают атеросклерозом, и лишний жир только усугубит проблему. Давайте им лёгкий йогурт или кефир.

Вопрос 2: Чтобы помочь человеку лучше проглотить:

(Один или несколько из следующих ответов являются правильными.)

сначала прикасайтесь ложкой или вилкой к его губам.

нежно поглаживать его горло, пытаясь помочь человеку проглотить.

попробуйте подавать ему мелко порубленную пищу.

Предлагая питье, попробуйте дать трубочку в непострадавшую после инсульта часть рта. Иногда люди неспособны втягивать жидкость через трубочку. В таком случае возьмите небольшую пластмассовую кружку с крышкой, ограничивающей количество выпитой жидкости. Такие кружки можно купить в детских магазинах. С ними человек может пить лёжа, ничего не проливая. Они также помогают координировать движения руки к лицу.

Если у больного возникают серьёзные проблемы с проглатыванием, то есть каждый раз после проглатывания он давится или кашляет, ему нужно более густое питьё. Можно сгустить напитки, используя крахмал или кисель. Густое питьё поможет человеку пить, не давясь. Если ничего не помогает, можно взять детскую бутылочку с соской, и прорезать в соске отверстие покрупнее, чтобы густое питьё проходило легко. Мне очень не нравится такой метод с бутылочкой, потому что я думаю, что люди просто не хотят тратить своё время на реабилитацию больного.

Вот как вы можете принять решение о том, можно ли начинать реабилитацию:

1. Стабильно ли или относительно стабильно его состояние?

НЕТ: Рекомендация: отложите ваше решение о реабилитации до тех пор, пока его состояние полностью не стабилизируется. До тех пор продолжайте его восстановление дома или в частной лечебнице.

ДА: продолжите.

2. Есть ли у вашего больного функциональные недостатки? Имеется в виду, есть ли недостаток контроля над стулом и мочеиспусканием, проблемы с мышлением, эмоциональная неуравновешенность, проблемы с проглатыванием или речью, а также трудности с ежедневными занятиями, например одеванием, купанием и т.д.

НЕТ: Рекомендация: Реабилитация не нужна.

ДА: продолжите.

3. Страдает ли он более чем одним функциональным недостатком?

НЕТ: Рекомендация: индивидуальная реабилитационная программа, выполняемая дома или в реабилитационном центре

ДА: продолжите.

4. Способен ли ваш больной к обучению и можно ли от него ожидать улучшения деятельности?

НЕТ: Рекомендация: опека дома или в реабилитационном центре. Опека подразумевает помощь в выполнении ежедневных занятий, которую может оказывать непрофессионал или член семьи.

ДА: продолжите.

5. Хватит ли у него выносливости сидеть в течение часа и участвовать в реабилитации?

НЕТ: Рекомендация: Реабилитация в домашних условиях при помощи малоинтенсивных занятий

ДА: продолжите.

6. Сколько помощи необходимо вашему больному при ходьбе или ежедневных занятиях?

НЕЗАВИСИМ: перейдите к вопросу 8

НЕОБХОДИМА УМЕРЕННАЯ, МАКСИМАЛЬНАЯ ИЛИ АБСОЛЮТНАЯ ПОДДЕРЖКА: перейдите к вопросу 10

НЕОБХОДИМО НАБЛЮДЕНИЕ ИЛИ МИНИМАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА: продолжите.

7. Есть ли у пациента достаточная поддержка дома?

НЕТ: Рекомендуется стационарный реабилитационный центр

ДА: домашняя реабилитационная программа или ежедневные поездки на реабилитационную программу в центр

8. Может ли ваш больной справляться с более сложными заданиями, например приготовлением пищи, уборкой, покупками и телефонными звонками?

НЕТ: перейдите к вопросу 9

ДА: Рекомендация: домашняя реабилитационная программа

9. Есть ли у пациента достаточная поддержка дома?

НЕТ: Рекомендация: реабилитационная программа в частной лечебнице или реабилитационном центре

ДА: Рекомендация: домашняя реабилитация

10. Может ли ваш больной вынести интенсивную реабилитацию в течение более 3 часов в день?

НЕТ: Рекомендация: реабилитация в частной лечебнице или реабилитационном центре с малоинтенсивными занятиями

ДА: продолжите.

11. Нужна ли вашему больному медицинская помощь или наблюдение 24 часа в сутки?

НЕТ: Рекомендация: наблюдение в центре интенсивной реабилитации с соответствующим медицинским обслуживанием, например в реабилитационном центре, частной лечебнице или дома, со специальной программой.

ДА: Рекомендация: стационарный реабилитационный центр с интенсивной реабилитационной программой и соответствующим медицинским обслуживанием

Я осознаю, что в некоторых странах не так уж много стационарных реабилитационных центров, и совсем уж немного людей могут позволить себе отвозить своих родственников в реабилитационный центр каждый день, поэтому дом остаётся основным местом для проведения реабилитации. Поэтому мы пытаемся снабдить вас самой оптимальной информацией, чтобы помочь тем, кто нуждается в реабилитации.

©Семейный Попечительский Альянс, Таблица Данных:

Как Жить с Поведенческими Проблемами После Травмы Головы

Определение Поведенческих Проблем

Люди, перенесшие черепно-мозговую травму, могут испытывать целый диапазон нейропсихологических проблем. В зависимости от поврежденной части головного мозга и серьёзности травмы, последствия могут быть различными. Изменения личности, дефицит памяти и мышления, недостаток самоконтроля и сосредоточенности — всё это часто встречающиеся последствия. Семьи и опекуны, которым приходится сталкиваться с изменениями в поведении, испытывают большую нагрузку, ведь им нужно учиться приспосабливать свои навыки общения, сложившиеся в семье отношения и ожидания того, что больной может или не может делать.

В некоторых случаях для восстановления определённых навыков необходима продлённая познавательная и поведенческая реабилитация в стационарном или амбулаторном отделении. Для оценки познавательных недостатков может быть нужна помощь нейропсихолога. Однако с течением времени как потерпевшему, так и созависимым членам его семьи, будет необходимо выяснить, какая именно комбинация стратегий больше всего подходят для улучшения его функциональных и поведенческих навыков.

Изменения Личности

Даже тот, кому удается перенести «хорошее» выздоровление, может пройти через некоторые изменения личности. Членам его семьи важно быть осторожными и не сравнивать его с тем, «каким он/она были раньше». Изменения, произошедшие в личности человека, часто являются преувеличением черт его характера до травмы, а свойства личности просто усугублены. Эти изменения могут быть шокирующими. Например, бывает, что до травмы человек был добродушным, энергичным и чутким, а после стал легко раздражительным, эгоцентричным и неспособным воодушевиться. Тем не менее, постарайтесь не критиковать и не смеяться над недостатками травмированного человека. Это обязательно приведёт к раздражению, злости или стыду.

Проблемы с Памятью

После черепно-мозговой травмы у человека могут возникнуть кратковременные проблемы с памятью и/или амнезия, охватывающие определённые периоды времени. В целом, новые знания бывает запомнить сложнее всего. И, напротив, знания, приобретённые до травмы, вспоминаются легче.

Ключ решения проблем с кратковременной памятью заключается в способности сосредоточиваться и концентрироваться. Необходимо свести к минимуму отвлекающие внимание музыку и шум и концентрироваться на одном деле или мысли.

Если нарушение памяти значительно, пусть больной повторяет имена людей или названия предметов за вами. При каждом удобном случае необходимо записывать для себя ключевую информацию (встречи, телефонные сообщения, список дел).

Приучайте к порядку. Пусть все вещи всегда лежат на том же месте. Пусть он ходит к остановке или на почту одной и той же дорогой.

Если человек плохо ориентируется, на дверях дома можно сделать надписи, или отметить их разными цветами или повесить стрелочки. Если больной решил выйти из дома, вначале его необходимо сопроводить, чтобы убедиться, что он помнит дорогу. От остановки к дому можно нарисовать простую схематическую карту. И убедитесь, что на непредвиденный случай он всегда носит с собой свой адрес и номера телефонов.

Систематизирование

Систематизированная обстановка может стать важным фактором помощи для перенёсшего черепно-мозговую травму. Это поможет ему снова научиться основным навыкам. Письменный перечень дел и повторение помогут ему запомнить, чего от него ожидают и что делать дальше.

Дефицит Эмоциональности

После травмы головы человек может быть скуп на эмоциональные отклики, например, смех, улыбки, плач, злость или энтузиазм, к тому же эмоции могут выражаться неуместно. Это может быть особенно актуально на первых порах выздоровления.

Поймите, что это часть травмы. Пытайтесь не принимать близко к сердцу, если больной выражает эмоции не к месту.

Пусть больной видит вашу улыбку в смешной ситуации (или слёзы в грустной), а вы поощряйте его обращать внимание на уместные эмоции.

Эмоциональная Неустойчивость

Иногда после травмы головы неврологический ущерб может привести к эмоциональной неуравновешенности (резкие перепады настроения или бурная реакция на бытовые ситуации). Неуравновешенность может выражаться внезапными слезами, вспышками гнева или смехом. Важно помнить, что человек несколько потерял контроль над эмоциями. Чтобы справляться с неуравновешенностью, нужно понимать, что его поведение неумышленно. Попечители должны подавать пример своим поведением и не провоцировать дальнейший стресс своей излишней критикой. Помогите человеку увидеть ситуации, в которых его эмоции находятся под контролем, и поддержите / укрепите действенные методы контроля.

Агрессивное Поведение

При условии, что ситуация не несёт физической угрозы, для смягчения агрессии могут быть использованы несколько способов:

  • Будьте как можно более спокойными; игнорируйте агрессивное поведение.
  • Попытайтесь изменить настроение человека, соглашаясь с ним (если возможно), и таким образом, избегая спора. Проявляйте особенную любовь и поддержку в борьбе с лежащим в основе раздражением.
  • Обоснуйте для себя его эмоции, признав его чувства и согласившись, что у него есть на них право. Раздражение из-за утраты физических и/или умственных способностей может повлечь за собой обоснованный гнев.
  • Не ругайте и не провоцируйте человека. Лучше, обсуждайте спорные вопросы (например, «если тебе не нравится то, что я собиралась приготовить сегодня на ужин, давай выберем из того, что я хотела сделать в пятницу»).
  • Предложите ему альтернативные способы выражения гнева (например, бить подушку или рвать бумагу).
  • Попытайтесь понять источник гнева. Можно ли как-нибудь решить проблему/раздражение человека (например, позвонить другу, сменить занятие)?
  • Помогите ему вновь обрести чувство контроля над ситуацией, спросив, можно ли сделать что-нибудь, что помогло бы ему чувствовать себя лучше.
  • Изолируйте опасно агрессивного человека. Думайте и о своей, и о его безопасности. Относитесь к каждой вспышке гнева как к отдельному случаю, так как он может не помнить о том, что так себя вёл. Попытайтесь научить членов семьи спокойным, необидным реакциям на гнев (детей придётся научить определённым схемам поведения).
  • Ищите поддержку для себя как попечителя. Можно искать помощь в группах поддержки, у профессиональных психологов и, если необходимо, у органов правопорядка.

Эгоцентричное Поведение

После черепно-мозговой травмы человек может лишиться сочувствия. Бывает, что пострадавшие с трудом могут поставить себя на место другого человека. В результате они могут делать бездумные или обидные замечания и выдвигать неразумные требования. Такое поведение становится результатом нехватки абстрактного мышления. Научите человека распознавать безрассудство. Напоминайте ему/ей учиться вежливому поведению. Помните, что восприятию чувств других людей придётся учиться.

Недостаток Сосредоточенности

Для улучшения сосредоточенности и внимания можно использовать «подсказки» или напоминания. Повторяйте вопросы. Не давайте много информации за один раз и проверяйте, не устал ли человек.

Перенёсших черепно-мозговую травму нужно научить самопроверке, задавая себе подобные вопросы: «Я всё понял?», «Я записал?», «Это то, что мне надо делать?». Умозаключения типа «Я сделал ошибку» или «Я не уверен» должны привести к следующему выводу: «Мне нужно замедлить темп и сконцентрироваться, и тогда я исправлю ошибку». Правильные действия должны быть вознаграждены: «У меня отлично получилось!»

Отсутствие Понимания Своих Недостатков

Часто бывает, что после травмы человек не осознаёт свои недостатки. Помните, что это лишь часть неврологических последствий, а не его упрямство. Однако нужно помнить и о том, что отрицание может быть защитным механизмом, чтобы скрыть страх невыполнения какого-то задания. Больной может настаивать на том, что задание выполнить невозможно, или оно «дурацкое». Помогите ему поднять самооценку, предложив выполнить (неопасное) задание, которое ему кажется, что ему по силам.

Чтобы укрепить его уверенность в том, что он может выполнять основные задачи более независимо, оказывайте ему видимую или словесную поддержку (например, улыбка или поощрение «молодец!»).

Если вам кажется, что он может справиться с конфронтацией, бросьте ему вызов: продемонстрируйте, что вы эту работу выполняете с лёгкостью.

Необычное Сексуальное Поведение

После травмы головы у человека может обнаружиться либо усиленный, либо ослабленный интерес к половой жизни. Причинами этого могут быть либо изменения контроля мозгом гормональной активности, либо эмоциональная реакция на травму.

Не стоит принимать близко к сердцу ослабленный интерес к сексу у травмированного супруга. Избегание близости может быть вызвано страхом или стыдом из-за возможной неудачи. Не настаивайте на возобновлении сексуальных контактов до того, как человек не будет готов. Можно помочь ему/ей поднять свою самооценку и привлекательность, помогая красиво одеваться и соблюдать гигиену.

Усиление интереса к половой жизни для семьи и опекунов может быть особенно стрессовым и стеснительным. Не имея хорошего контроля над своими порывами, больной может делать пошлые замечания на людях, пытаться ухаживать за женатым другом/подругой, пытаться прикоснуться к кому-то в неуместной ситуации или требовать интимной близости от супруга или второй половины. Важно напоминать такому человеку, что такое поведение неприемлемо.

Супруг не должен чувствовать, что необходимо вступать в нежеланную близость.

Если поведение сексуально агрессивного человека невозможно контролировать, его нужно изолировать от других. Если предпринимаются физические угрозы, нужно звать на помощь.

Чтобы помочь больному осознать последствия неуместного сексуального поведения, можно прибегнуть к помощи групп поддержки.

Как Научиться Справляться/Искать Поддержку

Чтобы научиться справляться с поведенческими проблемами после черепно-мозговой травмы, нужно узнать и признать недостатки пострадавшего. Мы рекомендуем провести полную нейропсихологическую оценку. Она может помочь как самому пострадавшему, так и его семье понять его неврологические и познавательные дефициты.

Иногда семье или опекуну может быть проще признать изменения личности, чем пытаться решить поведенческие проблемы. Для решения конкретных вопросов поведения можно использовать нацеленные стратегии.

В заключение нужно добавить, что, пытаясь справиться со своими собственными эмоциями во время ухода за больным человеком, членам семьи также важно искать и получать поддержку (от семьи, друзей, групп поддержки, психологов).

Литература для Дальнейшего Чтения

Therapeutic Fun for Head Injured Persons and Their Families. Sally Kneipp (ed) 1988, Community Skills Program, c/o Counseling and Rehabilitation, Inc. 1616 Walnut St. #800, Philadelphia, PA 19103.

Professional Series and Coping Series. HDI Publishers, PO Box 131401, Houston, TX 77219. (800) 321-7037.

Head Injury Peer Support Group Training Manual. Family Caregiver Alliance (1993): San Francisco, CA.

Head Injury and the Family: A Life and Living Perspective. Arthur Dell Orto and Paul Power (1994) GR Press, 6959 University Blvd. Winter Park, FL 32193. (800) 438-5911.

Awake Again. Martin Krieg (1994), WRS Publishing, available from the author: P.O. Box 3346, Santa Cruz, CA 95063. (408) 426-8830.

Источники

Family Caregiver Alliance (Семейный Попечительский Альянс)

690 Market Street, Suite 600

Наталья Иванова "Экспрессивная арт-терапия с людьми, перенесшими инсульт"

Dr. James White Full Interview 'NWO Bible Versions'

Написать ответ