Истории болезней по кардиологии

Стандартный

Поликлиника 2013: реальные/нереальные истории болезни кардиологических больных

Уважаемый посетитель UniMedPortal!

Уведомляем Вас о том, что здесь содержится информация, предназначенная исключительно для специалистов здравоохранения.

История болезни по кардиологии инфаркт миокарда. Электронная история болезни по-шведски

Шведская модель истории болезни

РНПЦ «Кардиология» получил от шведских бизнесменов демонстрационную версию информационной медицинской системы Cambio COSMIC. Генеральный директор компании Cambio Healthcare Systems Томас Мора-Моррисон (на снимке — второй справа), вице-президент Йохан Торвид (третий справа) и директор компании Mawell Ян Ларссон (крайний справа) провели для специалистов республиканских научно-практических центров республики презентацию.

В ноябре 2009 года Президент Беларуси Александр Лукашенко пригласил шведских бизнесменов к активному сотрудничеству, подчеркнув, что у нашей страны большой интерес к Швеции и готовность к обсуждению взаимовыгодных вопросов.

Компания Cambio Healthcare Systems — один из крупнейших разработчиков информационных медицинских систем на IT-рынке, имеет порядка 4,5 млн пользователей в Швеции, Дании и Великобритании.

Год назад 2 независимые компании в Великобритании и Германии провели по поручению Европейской комиссии исследование экономических последствий совместимости электронных медицинских историй болезни в Европе на примере шведского Кронберга, где все медучреждения работают с системой Cambio COSMIC. И сделали вывод, что этот опыт является примером для многих европейских регионов, т. к. социально-экономическая производительность системы достаточно высока — нетто-коэффициент возвращения вложенного капитала составляет 52% за 12-летний период, с текущим годовым показателем — 145%.

Директор РНПЦ «Кардиология», профессор Александр Мрочек и председатель комитета по здравоохранению Мин-горисполкома Дмитрий Пиневич ознакомились с работой предложенной программы еще в августе 2009 года в Стокгольме.

Нынешняя презентация и передача центру программного продукта «Электронная история болезни» — очередной шаг в начатом диалоге.

— Программа позволяет грамотно вести пациентов, причем не только кардиологического профиля, — прокомментировал заместитель директора РНПЦ «Кардиология», профессор Александр Булгак (на снимке — крайний слева). — В ней, помимо традиционных модулей (данные о пациенте, результаты исследований, анализы, лечение, операции, выписки), преду-смотрен контроль назначений

доктора. Система дает возможность формировать национальные регистры по многим нозологическим формам, применима в различных клинических организациях — от специализированного центра до поликлиники. С ее помощью можно проводить телеконсультации — даже со специалистами из других странах.

Демонстрационная версия рассчитана пока на 20 рабочих мест. Белорусские кардиологи апробируют ее в кардиотерапевтических, кардиохирургических, а также в отделениях анестезиологии и реанимации, рентгеноэндоваскулярной хирургии, функциональной диагностики.

— Не исключено, что Беларусь станет первой страной на постсоветском пространстве, где внедрят медицинскую систему, хорошо зарекомендовавшую себя в мире, а шведы будут приезжать лечиться в Беларусь, — сказал на презентации гендиректор Томас Мора-Моррисон.

Комментарий

Иван Рожко, начальник управления организации медицинской помощи Минздрава:

— Минздрав приветствует развитие взаимоотношений с другими странами, в т. ч. в сфере информационных технологий. Последние позволяют разгрузить врачей от бумажной рутины и перейти на электронную версию истории болезни. В РНПЦ «Кардиология» с использованием демонстрационной версии, предложенной Cambio Healthcare Systems, в течение нескольких месяцев будет отрабатываться пилотный проект. Решение о закупке либо отказе от приобретения данного информационного продукта будет приниматься с учетом результатов апробирования белорусскими кардиологами.

Остановимся мы на предложенной медицинской системе либо предпочтем другую фирму, — в любом случае, нет сомнений в необходимости перехода в обозримом будущем на электронную историю болезни или медкарту амбулаторного больного. Эта перспектива заложена в государственных и ведомственных программах информатизации, в частности, в программе «Электронная Беларусь».

Электронная история болезни в интенсивной кардиологии

16.04.2009 г.

В обзоре приводятся основные вехи развития информационных технологий (ИТ), рассматриваются некоторые вопросы передачи информации применительно к критическим состояниям в кардиологии, обосновывается необходимость более широкого внедрения ИТ во все отрасли здравоохранения, и в частности в интенсивную кардиологию. С учетом опыта Медицинского Центра Питтсбургского Университета (МЦПУ) рассматриваются дальнейшие перспективы использования ИТ в указанной области, связанные с электронной историей болезни.

История. Именно врач ускорил появление ИТ около века назад. В 1880 г. к переписи населения Америки был привлечен John Shaw Billing, армейский врач, директор библиотеки (U.S. Army Surgeon General’s Library), которая признается предшественником Национальной Медицинской Библиотеки США. Доктор Биллинг попросил помочь ему в этой трудоемкой работе инженера Herman Holerith. ухаживавшего в то время за его дочерью. Именно Herman Holerith изобрел перфокарты для подсчета населения США, а затем, используя эту идею, основал в 1896 г. Tabulating Machines Company. которая к 1924 г. постепенно трансформировалась в International Business Machines (IBM) .

В 1968 г. Ed Roberts c двумя друзьями организовал в своем гараже фирму Micro Instrumentaion and Telemetry Systems (MITS). В январе 1975 г. в Popular Electronics появилось сообщение о персональном компьютере MITS Altair 8800 PC. Эта статья побудила Гарвардского первокурсника Bill Gates и его друга Paul Allen разработать BASIC для MITS, первый язык программирования для персонального компьютера. Bill Gates проработал несколько месяцев у Ed Roberts как консультант-программист, но затем оставил Гарвард и придумал для своего партнерства с Paul Allen название «Micro-soft». В 1977 г. MITS вышел из бизнеса, а его основатель Ed Roberts поступил в медицинский институт. Сейчас д-р Roberts практикует в качестве семейного врача в родной Джорджии. В том же году Microsoft превратилась в корпорацию, которую возглавил Bill Gates. ставший теперь одним из богатейших людей в истории человечества.

Современное состояние проблемы. В отделениях неотложной кардиологии применение ИТ чаще всего ограничено использованием биофизиологических мониторов при катетеризации системных или легочных артерий. Информация, которую получает от этих устройств медицинский персонал, помогает улучшить качество лечения и исходы. К сожалению, при передаче данных мониторов возникают проблемы, связанные с бумажной историей болезни, которая, по оценкам Института медицины, обладает следующими недостатками: содержит неудобочитаемую и часто не точную и ошибочную информацию, которую к тому же трудно извлекать для целей анализа популяций; доступ к ней ограничен.

Необходимость более широкого применения ИТ в здравоохранении вытекает из постулата: нельзя управлять тем, что нельзя измерить. Если в автомобилестроении или в фармацевтической промышленности повышение качества связано со стандартизацией, то индустрия здравоохранения пока восстает против такого подхода. Врачи разных специальностей считают, что проблемы каждого больного требуют индивидуальных врачебных решений. Но такая позиция не доживет до следующего поколения врачей, больных и страховщиков. Страховщики, в том числе правительство США и других стран, требуют точных сведений для того, чтобы распределять финансирование и контролировать эффективность использования средств, выделяемых на здравоохранение. Без стандартов и компьютерных систем получение таких сведений невозможно ни на одном уровне оказания медицинской помощи любого вида. При этом основное внимание должно быть уделено электронной истории болезни, так как именно в этом документе аккумулируется вся информация о больном и оказываемой ему помощи.

Игнорирование стандартов и компьютеризации в современных условиях может обернуться для лечебных учреждений неприятностями, как это описано в недавней публикации в Wall Street Journal. Крупнейшая компания-провайдер медицинских услуг в Огайо Anthem Blue Cross провела оценку 31 программы кардиологической помощи. Оказалось, что лучшие программы не принадлежат двум клиникам, хорошо известным не только в Огайо, но во всей стране – Cleveland Clinic и Ohio State University (OSU) Hospital. Cleveland Clinic. где операций на сердце выполняется больше, чем в любом другом госпитале США, имела высокую оценку, но все же отставала от St. Elizabeth’s hospital. OSU вообще оказался на одной из последних позиций, хотя за год до этого US News and World Report поставила программы этого университета по кардиологии на одно из первых мест в стране. Руководители OSU заявили, что рейтинг Anthem не корректен, т.к. он не учитывал исходную тяжесть состояния оперированных больных, которая была выше, чем в St. Elizabeth’s hospital. Но анализ индивидуальных историй болезни – процедура длительная и дорогостоящая, и она не входила в задачу Anthem. а никаких автоматических данных, подтверждающих тяжесть состояния и исходы, в OSU не оказалось. В результате Anthem вывел OSU из числа предпочтительных провайдеров кардиологической помощи, обходящейся институту в миллионы долларов. После этого и, по-видимому, вследствие проведенного рейтинга, в больнице OSU были назначены новые руководители по кардиологии и кардиохирургии, а также начаты разработки электронной истории болезни.

Хотя занявший наивысшее положение в вышеприведенном рейтинге St. Elizabeth’s hospital не имел электронной истории болезни, но в нем были внедрены внутренние стандарты и протоколы лечения, в соответствии с которыми и были получены превосходные результаты. Но при этом внутри больницы отсутствовали стимулы для совершенствования своей деятельности и применяемых методов. Вместе с тем, во многих более крупных госпиталях, связанных с университетами, оказывают помощь более тяжелым больным, и результаты лечения поэтому могут быть хуже. Для того, чтобы анализировать и сопоставлять между собой исходы в различных лечебных заведениях в целях повсеместного повышения качества лечения, необходимы основанные на компьютерных технологиях стандартизированные системы оценки тяжести состояния больных и исходов лечения, базирующиеся на электронной истории болезни. При этом для всех областей здравоохранения актуально развивать такие информационные технологии, как электронная история болезни.

Е-карта – с чего начать? Дармутский атлас здравоохранения США (1996) выявил необыкновенное разнообразие организации медицинской помощи в стране, что делает практически невозможным разработку единой стандартизированной электронной истории болезни. Первым шагом при создании Е-карты должна стать возможно более полная стандартизация лечения больного в каждом отдельном учреждении. Для этого среди разобщенных практикующих врачей необходим консенсус и применение подходов доказательной медицины, чтобы достичь согласия во всем, что касается ведения медицинской документации. Рассмотрение всей этой процедуры выходит за рамки настоящего обзора, и автор сосредотачивается только на тех положениях, которые существенны для электронной истории болезни. По опыту МЦПУ, четыре основных вида деятельности должны учитываться при разработке Е-карты:

1. Лечебный процесс.

2. Административные задачи и оценка

тяжести состояния больного.

3. Научные исследования.

4. Образовательный процесс.

Лечебный процесс. В МЦПУ основу Е-карты формируют следующие виды информации: биофизиологические данные в реальном времени (показания прикроватных мониторов и при необходимости – ручной ввод некоторых измерений, проводимых медсестрами); биохимические показатели, получаемые из лаборатории; записи персонала у постели больного (осмотры, консультации, рекомендации); врачебные назначения и сведения о побочных действиях лекарственных средств. В обзоре подробно описана применяемая в МЦПУ технология сбора указанной информации и представления ее врачам и среднему медперсоналу, приведены иллюстрации с образцами выходных документов: показатели основных функций организма, лабораторные данные, записи врачебных рекомендаций и назначений. Рассматриваются вопросы, касающиеся того, как принимают врачи и медсестры компьютерную историю болезни.

Административные задачи. Е-карта облегчает администрации доступ к данным и обеспечивает интерактивную поддержку принятия решений. Кроме того, многие руководители отмечают, что внедрение электронной истории болезни уменьшает расход бумаги на различные бланки и формы, снижает затраты труда врача на ведение документации. С помощью Е-карты проще проводить в жизнь стратегию постоянного улучшения качества лечения. База данных электронных историй болезни неотложной кардиологии может автоматически выдавать сведения о ресурсах, использованных при лечении кардиологических больных, находящихся в критическом состоянии (оснащение, оборудование, медикаменты).

Системы автоматической оценки тяжести состояния больного абсолютно необходимы и для административных решений, и для лечения больного, и для научных исследований. В МЦПУ Е-карта включает в себя систему APACHE III. Исходные данные вводят медсестры на прикроватные рабочие станции неотложной кардиологии, и таким образом они делаются доступными во всей сети. Система автоматически определяет показатель тяжести состояния и рассчитывает прогностические индексы летальности (в отделении неотложной кардиологии и больничной) на основании сравнения данных пациента с национальной базой данных. Приводится образец выходного документа с результатами оценок по шкале APACHE III.

Научные исследования. Е-карта представляет собой надежную основу как для корректного формирования групп пациентов для исследований по заданным проколам, так и для разработки новых протоколов под контролем Этического комитета, как это имеет место в МЦПУ.

Образование. Любая электронная история болезни должна обеспечивать простой доступ к таким электронным ресурсам общемедицинского назначения, как MEDLINE, различные базы данных по фармакологическим препаратам, клиническим рекомендациям, протоколам лечения и прочей информации, позволяющей больше узнать о тех болезнях, которые приходится лечить, и о новых методах терапии известных заболеваниях или осложнений.

В заключении автор подчеркивает, что современные достижения технологий произвели настоящий переворот относительно доступа к информации. В частности, в области кардиологии это привело к совершенствованию получения изображений, мониторинга, технического оснащения. Электронная история болезни в техническом отношении уже реализована, однако она все еще требует изменения отношения к себе со стороны всех провайдеров медицинской помощи в плане более широкого применения на практике.

Последнее обновление ( 16.04.2009 г. )

История болезней Артериальная гипертензия Гипертония)

Написать ответ