Логопед после инсульта на дом

Стандартный

Помощь логопеда после инсульта

Логопедическая помощь. Учимся говорить

Участники: пациент—логопед—ассистент (родственники).

Острое нарушение мозгового кровообращения, или инсульт, является одним из самих тяжелых заболеваний, поскольку часто приводит больных к глубокой инвалидиза-ции: расстройству двигательных и речевых функций. Эти расстройства могут быть разной степени выраженности: в двигательной сфере от легкого пареза до глубокой плегии; со стороны речи от легкой дизартрии до тотальной афазии. Выраженность речевых расстройств зависит от следующих факторов.

1. Размер очага поражения.

2. Причина нарушения мозгового кровообращения.

3. Состояние не пострадавших отделов головного мозга.

4. Общее соматическое состояние больного, а также заболевания, которые могут усугубить состояние больного или препятствовать его восстановлению.

Очень часто именно речевые нарушения являются первым сигналом развивающегося инсульта. Больному становится трудно говорить. Он либо не может так, как раньше, выговорить спокойно и просто слова, либо не может подобрать нужных для выражения своих мыслей слов. К сожалению, таким нарушениям далеко не всегда уделяется должное внимание. Очень часто обращение к врачу происходит только тогда, когда больной вообще ничего не может сказать или его речь совсем неразборчива. А ведь именно фактор времени является решающим в процессе реабилитации после этого тяжелого заболевания. Чем раньше больному оказана медицинская помощь, чем раньше проведено грамотное терапевтическое или хирургическое лечение, тем больше шансов у больного выйти из этого заболевания с наименьшими осложнениями в виде гемипарезов и афазий.

Так же очень важно, когда с больным, у которого есть речевые нарушения, начаты восстановительные занятия. Если соматическое состояние больного позволяет начать с ним работу в первые же дни возникновения заболевания, то необходимо ее проводить. Пусть эти занятия вначале длятся не более 10—15 минут. Логопед поможет выявить степень речевых нарушений и правильно выстроить план реабилитационной работы с больным. Если работа начинается с первых же дней или часов заболевания, то чаще всего удается достичь максимальных результатов в восстановлении речевых нарушений. Здесь важно проводить разъяснительную работу и с теми, кто ухаживает за больным. Во-первых, важно, чтобы они своим отношением или неправильным поведением не усугубляли и без того тяжелое положение больного. Только глубокая вера самого больного и тех, кто его окружает, может помочь ему максимально восстановиться. Во-вторых, очень часто из самых лучших побуждений ухаживающие за больным люди пытаются помочь ему начать говорить, но делают это неграмотно и логопеду потом очень долго приходится исправлять ошибки. Например, очень часто, когда больной совсем ничего не может сказать, родственники начинают его уговаривать повторять за ними разные слова: имена, названия предметов и т. д. Это ведет к образованию двух дефектов в восстановлении речи: во-первых, к эхолалии, когда больной все повторяет, но ничего самостоятельно сказать не может, во-вторых, к появлению в речи стойкой аграмматизии, поскольку все слова, которые его заставляют повторять, используются только в исходной форме, т. е. без склонения. Только грамотный логопедический подход в работе с больными афазией поможет избежать ненужных речевых осложнений.

Очень часто нарушение речи сопровождается нарушением чтения, письма, счета, ориентировки во времени, нарушением координации, нарушением слухового и зрительного восприятия. У больного не нарушается слух как таковой. Он слышит так же, как и раньше, но он теряет смысл того, что он слышит. Происходит отчуждение смысла слова, и он не понимает, что ему говорят. И в этом случае требуется грамотный логопедический подход к больному. Логопед с помощью правильно выстроенных, грамотно составленных занятий поможет больному снова правильно «слышать» и воспринимать смысловую нагрузку речи настолько, насколько будут позволять возможности больного, т. е. степень его дефекта. Длительность восстановительных занятий зависит от степени выраженности дефекта, от общего соматического состояния больного, от того, как настроен сам больной на свою реабилитацию. Эти занятия могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Начинаются занятия в стационаре, куда попадает больной. Там логопед чаще всего занимается растормаживанием угнетенных речевых функций, выявляет степень сохранности восприятия и, в какой бы степени оно ни было нарушено, начинает работать над его восстановлением. Это является одним из самых важных этапов в процессе реабилитации больного. От того, насколько логопед стационара сумеет наладить контакт с больным, насколько сумеет вселить в него надежду на восстановление, во многом зависит дальнейшее поведение больного, его стремление к восстановлению. Однако пребывание больного в стационаре часто бывает непродолжительным и больничный логопед успевает только немного «растормозить» в какой-то степени речевые функции, но заниматься другими нарушениями: чтения, письма, счета — он просто не успевает, и поэтому вся дальнейшая работа ложится на поликлинического логопеда, а также на логопедов реабилитационных центров.

Методическая программа восстановительной работы индивидуальна для каждого больного и зависит от особенностей расстройств его речи, личности самого больного, его интересов, потребностей и т. д. Однако основные принципы в работе с больными афазией являются общими для всех:

1. При любой форме нарушения речи с больным надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Работу с больным надо начинать с преодоления расстройств понимания обращенной к нему речи, а если эта сторона сохранена, то с восстановления смысловой структуры речи, нарушение которой имеется практически при всех видах афазии.

3. Работу с больным следует проводить над всеми сторонами речи, учитывая специфику нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии.

4. Не всегда работу с больным надо начинать с. прямых попыток преодоления ведущего дефекта. Часто бывает нужна предварительная неречевая работа с больным; следует прибегнуть к использованию обходных путей в решений задач преодоления расстройства.

5. Необходимо включить в восстановительный процесс чтение и письмо или работу над их восстановлением, если они так же грубо нарушены, как и речь.

6. Следует подключить к восстановительной работе всех, кто окружает больного: родственников, знакомых, соседей, медперсонал, предварительно их проинструктировав.

Надо помнить, что при восстановительной работе над афазией необходима комплексная работа над речью в целом, поскольку при данном дефекте в той или иной степени нарушаются все речевые функции, потому и работа должна проводиться над всеми сторонами речи больного, независимо от того, какая форма афазии является ведущей.

Классификаций афазий несколько. В России принята классификация А. Р. Лурия. Она предусматривает следующие формы афазии: моторно-эфферентная, афферентная, динамическая, сенсорно-акустико-гностическая, акустико-мнестическая и семантическая. Эта классификация очень условная, поскольку в чистом виде той или иной афазии не бывает. Диагноз выставляется по ведущему компоненту, но чаще всего афазии бывают смешанные. В ходе лечения и занятий с логопедом, в процессе реабилитации афазии часто трансформируются, переходя из одной формы в другую. Так, например, тяжелая комплексная моторная афазия в начале заболевания может перейти в легкую форму динамической, а комплексная сенсорная афазия — в легкую форму семантической или амне-стической афазии. Логопеды работают не с афазией, а с больным. Нельзя одинаково заниматься с разными больными, если у них приблизительно одинаковые виды расстройства речи. При работе с больным психотерапевтический подход к каждому пациенту имеет первостепенное значение. Правильный подход, установление с больным хорошего рабочего контакта являются основным залогом в дальнейшем процессе восстановления. Те виды работ, которые предлагаются больному, особенно в период растормаживания, например пение хорошо знакомых песен, далеко не всеми больными воспринимаются однозначно. И если один больной с удовольствием что-то делает, то у другого этот вид работы вызывает крайне негативную реакцию, и если логопед будет продолжать навязывать ему данный прием, то он рискует потерять контакт с больным и дальнейшая их совместная восстановительная работа будет невозможна. То же касается и работы при опоре на зрительный анализатор, т. е. использования в работе сюжетных и предметных картинок, серий сюжетных картинок или пиктограмм для выражения своих желаний, использования жестовой речи.

Если картинки совсем детские, т. е. рассчитаны на работу с маленькими детьми, то у некоторых больных они могут вызвать даже агрессивную реакцию, и работа логопеда с больным не будет иметь положительного результата.

Очень часто, особенно в больнице, логопед работает с больным в присутствии родных и близких людей. Этого делать не следует. Часто больные стесняются своего дефекта и не хотят, чтобы именно самые близкие люди видели их несостоятельность. Занятия с больным следует проводить индивидуально. А если для работы необходимо участие близких, то им следует отдельно объяснить правила и порядок работы.

Вообще психотерапевтическую работу надо проводить не только с больными, но и с их близкими. Во-первых, больному и его близким в доступной форме, избегая сложных научных терминов, следует объяснить, как правильно и разумно действовать в данной ситуации. Во-вторых, необходимо выявить основную причину возникновения заболевания. Надо учитывать, что инсульт имеет тенденцию к повторению, особенно если больные неправильно себя ведут после случившегося с ними инсульта. Чаще всего причинами этого заболевания являются: церебральный атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, различные врожденные дефекты сосудов головного мозга, заболевания крови. Если причина этого заболевания выявлена, то больной должен делать все, чтобы избежать повторения инсульта. Надо помнить, что каждый последующий инсульт бывает тяжелее первого и последствия после него более тяжелые и более стойкие, поскольку компенсаторные возможности самого организма значительно снижаются. Если причины возникновения заболевания могут быть разными, то в профилактике этого заболевания много общего. Основные два параметра — это питание и режим. Больной должен иметь полноценный сон и возможность при ухудшении соматического состояния снизить физические и психологические нагрузки. Следует постоянно проводить профилактическое лечение, которое способствует улучшению мозгового кровообращения. Что касается питания, то оно должно быть самым скромным. Инсульты происходят, как правило, после 40 лет, и в этом возрасте абсолютно не подходит то питание, которое было приемлемо в молодости. Не требуется такое количество белков, жиров и углеводов, которое необходимо молодому организму. Об этом нужно помнить и перестроить свое питание. В рационе не должно быть наваристых мясных бульонов, жареных мясных блюд, избытка животных жиров, копченых продуктов и большого количества сладких продуктов. Употребление пищи должно быть умеренным. В основной рацион следует включать овощи и фрукты, нежирные кисломолочные продукты, вегетарианские супы, отварные или паровые вторые блюда, каши. Немаловажным фактором в профилактике инсульта является здоровый образ жизни. Курение и алкоголь не способствует улучшению здоровья человека, а их чрезмерное употребление может привести к возникновению тяжелой сосудистой патологии.

Информация

Советы родственникам

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях?

Помощь по восстановлению речи у больных с афазией, развившейся после инсульта, оказывает учитель — логопед. Но часто найти логопеда для взрослого не представляется возможным. Существует несколько типов афазий, и для каждой из них – свои программы логопедической помощи. Но все — же в этой статье я попробую дать универсальные советы по реабилитации речи после инсульта.

Вероятность восстановления выше у тех больных, которые после выписки из стационара продолжают заниматься с логопедом или членами своей семьи. Родственники пациента могут существенно помочь ему в речевой реабилитации.

Упражнения для восстановления речи после инсульта.

1. вовлекать больного в простые неречевые виды деятельности, например:

— конструирование кубиков, складывание паззлов, срисовывание, рисование предметов, сюжетов и т.д.

— игра в лото, домино, игральные карты.

— раскладывание серийных картинок, сюжетов.

2. давать задания, предполагающие понимание речи:

— показ частей тела,

— показ предметов, действий на картинках,

— выполнение простых инструкций.

4. стимулировать чтение и письмо, предлагая такие задания, как :

— раскладывание подписей под картинками,

— работа с предметным лото,

— называние (или выбор из предложенных) цифр, букв,

— запись под диктовку (или выбор из предложенных) цифр, букв,

— письмо и чтение привычных и простых слов, фраз.

Советы родственникам больного, страдающего афазией.

· Помните о том, что афазия не относится к психическим заболеваниям, даже если речь пациента лишена смысла, а сам он не осознает речевого дефекта. Кроме того, нередко больной с афазией хорошо понимает речь окружающих.

· В беседе с больным не стоит повышать голос. Важно отличать афазию от глухоты: громкая речь не улучшит общения с пациентом.

· Больной с афазией очень чувствителен к внешнему шуму. Нежелательно обращаться к нему нескольким людям одновременно и разговаривать с ним при включенном радио или телевизоре.

· Больной с афазией хуже понимает длинную и быструю речь. Собеседнику лучше говорить медленно, использовать простые предложения, повторять свои фразы и прибегать к различным способам выражения мыслей (к жестам, рисункам, письму), избегая, однако, «детского» языка и чрезмерной жестикуляции. Наряду с этим, важно использовать такие вопросы, на которые пациент может ответить «да» или «нет».

· Лучше не прерывать больного, если он говорит. Собеседник должен стараться понять, что хочет сказать больной, давая ему для этого время и обращая внимание на разные формы выражения им своих мыслей.

· Исправлять неточности речи пациента следует деликатно, подчеркивая, что его понимают, несмотря на ошибки. Хорошо, если после каждой беседы у больного остается ощущение некоторого успеха и прогресса на пути восстановления своей речи.

· Восстановление речи идет максимально быстрыми темпами в ближайшее время после заболевания или травмы головного мозга. Улучшение речи при правильно организованном восстановительном обучении наблюдается как минимум в течение всего первого года после развития афазии, но есть возможности достижения успеха (как утверждают многие исследователи) и в течение 2 лет с момента начала заболевания.

· Наиболее губительной для пациента с афазией является «речевая изоляция», т.е. ограничение общения с окружающими. Членам семьи важно чаще привлекать больного к участию в общих беседах, задавать ему больше конкретных простых вопросов и побуждать его к собственным высказываниям. К пациенту также рекомендуется обращаться с простыми просьбами. При затруднении выполнения действия ему важно предоставить подсказку и повторно высказать просьбу. По мере успешного освоения простых действий круг заданий и просьб целесообразно постепенно расширить.

Задача родственников заключается не только в том, чтобы научить больного правильно произносить слова (особенно если эту помощь оказывает логопед), но и в том, чтобы поддержать желание пациента к речевому общению.

Услуги логопеда для взрослых после инсульта, исправление речи.

Логопед для взрослого человека может понадобиться при нарушениях речи, вызванных либо болезнью (инсульт, грипп, фарингит), либо травмами, либо дефектами, не устраненными в детском возрасте.

Услуги логопеда при инсульте

Такое тяжелейшее и, к сожалению, часто встречающееся заболевание, как инсульт, нередко сопровождается нарушением речи и тогда возникает необходимость в услугах логопедов для взрослого.

В наши дни инсульт значительно помолодел. Все больше он затрагивает людей трудоспособного возраста, которым при проведении медикаментозного лечения необходимо восстановление речи для возвращения и к трудовой, и повседневной деятельности. Да и пожилому человеку очень важно сохранить свою речевую активность в домашних условиях, чтобы изъясняться с окружающими и быть правильно понятым ими.

Чаще всего логопедическая работа по восстановлению нарушенных речевых функций начинается уже в стационаре, однако после выписки больные чаще всего остаются один на один со своими проблемами, в связи с тем, что большинство поликлиник для взрослого населения не имеют в своем штате логопеда, а добраться к прикрепленному специалисту, подчас на другой конец города, больные не имеют возможности.

Занятия с логопедом, начатые сразу же после случившегося нарушения мозгового кровообращения, гарантируют наибольшую эффективность восстановления всех речевых функций.

К тому же желательно, чтобы эта работа не прекращалась и после выписки из стационара, поскольку периоды пропуска занятий могут неблагоприятно сказаться на качестве речевого восстановления.

А поскольку физические функции больного восстанавливаются гораздо дольше и часто такие пациенты не могут самостоятельно, без помощи посторонних передвигаться на большие расстояния, быстро устают и нуждаются в отдыхе, актуальным становятся услуги логопеда на дому. К тому же для такой категории больных чрезвычайно важным является соблюдение режима дня.

Работа логопеда для взрослых по постановке звуков, а также устранение говора, акцента

Для исправления речи во взрослом возрасте требуется заниматься всего лишь в течение 45-60 минут два раза в неделю не более 1-2 месяцев. В течение этого времени можно устранить практически все виды нарушений. Главное – это мотивация. Если Вы действительно хотите избавиться от своего речевого дефекта, не пропускайте занятия, делайте все упражнения, заданные для работы дома, и всё получится в кратчайшие сроки!

Мы бесплатно подберем опытного логопеда. который будет проводить занятия в удобное для больного время, учитывая его наибольшую активность в различное время дня, использовать различные методики и все необходимые пособия для коррекционной работы.

One Comment

  1. Помогите найти логопеда на дом для мамы.В санкт петербурге

    Ответить

Написать ответ