Детская гипертония

Стандартный

Детские болезни

Гипертензия

Артериальная гипертензия — это повышение кровяного давления. Изменения уровня артериального давления (АД) часто встречаются в детской практике как в сторону как его повышения (артериальные гипертензии), так и понижения (артериальные гипотензии), особенно в пубертатном возрасте.

Артериальные гипертензии у ребенка, детей

Повышение артериального давления у детей и подростков встречается в 5-10 % случаев. Принято различать первичную (эссенциальную) и вторичную артериальные гипертензии. Считается, что артериальная гипертензия у детей в большинстве случаев является вторичной. До пубертатного возраста повышение артериального давления наблюдается чаще всего при заболеваниях почек (около 70 %), эндокринной системы (детский эндокринолог клиники «Маркушка» — консультации), сердечно-сосудистой системы и т.д. В пубертатном периоде высокая частота артериальной гипертензии обусловлена прежде всего гормональной перестройкой, при которой большое значение имеет увеличение продукции адреналина и альдостерона. В большинстве случаев повышение артериального давления у детей выявляется случайно, и необходимы поиски основного заболевания, приведшего к гипертензии. У детей школьного возраста артериальная гипертензия чаще встречается при вегетативно-сосудистой дистонии. Обычно у этих детей выражена эмоциональная лабильность, они предъявляют много жалоб: на плохое самочувствие, раздражительность, легкую утомляемость, боли в области сердца, головные боли и т.д. При объективном обследовании выявляются тахикардия, резистентный верхушечный толчок, прослушивается функциональный шум, иногда акцент II тона над аортой. Артериальное давление превышает возрастную норму.У детей раннего возраста артериальная гипертензия чаще протекает бессимптомно. Реже она проявляется задержкой физического развития, признаками сердечной недостаточности, одышкой, рвотой, повышенной или пониженной возбудимостью, судорогами.

Консультация детского кардиолога

Первичную артериальную гипертензию необходимо дифференцировать с заболеваниями, при которых повышение артериального давления является ведущим симптомом (вторичные гипертензии) — почечной, эндокринной, нейрогенной и сердечно-сосудистой гипертензией.

Почечная гипертензия — в детском возрасте наиболее частая форма вторичной гипертензии. Среди ее причин различаются преренальные (стеноз одной или обеих почечных артерий, компрессия одной из почечных артерий опухолью, гематомой, воспалительным процессом, тяжелый стеноз перешейка аорты и др.), ренальные (пороки развития почек, хронический и острый гломерулонефрит, острый и хронический пиелонефрит, диабетический гломерулосклероз и др.) и постренальные нарушения, сопровождающиеся затруднением оттока мочи и ее задержкой. Диагноз вазоренальной гипертензии можно заподозрить по стабильной гипертензии с преимущественным повышением диастолического давления, резистентности к медикаментозной терапии.

Артериальная гипертензия эндокринного генеза наблюдается при феохромоцитоме, синдроме Иценко-Кушинга, адреногенитальном синдроме с гипертензией, первичном альдостеронизме (синдроме Конна), синдроме Бартера, гипертиреозе.

Гиперальдостеронизм — повышенная секреция альдостерона — может быть обусловлен первичным поражением надпочечников или факторами, активирующими ренинангиотензинную систему.

Синдром Конна вызывается адьдостеронпродуцирующей опухолью — аденомой клубочковой зоны или гиперплазией коры надпочечников. В детском возрасте прежде всего следует думать о вторичном гиперальдостеронизме (стеноз почечной артерии, заболевания почек, адреногенитальный синдром). Характерными признаками синдрома Конна являются артериальная гипертензия с гипокалиемией. У больных резко повышено артериальное давление, что сопровождается головной болью, головокружением, нарушением зрения. Хроническая гипокалиемия проявляется адинамией (утомляемость, дискомфорт, мышечная слабость, периодические параличи), канальцевой нефропатией (полиурия, никтурия, полидипсия).Гипертензия при синдроме Конна диагностируется по гипокалиемии, обусловливающей хронические поносы с общей адинамией вплоть до периодических параличей. Другие симптомы — гипернатриемия и гиперхлоремия, замедление роста.

Синдром Бартера — гиперплазия юкстагломерулярного аппарата — также характеризуется гиперальдостеронизмом (вторичный гиперальдостеронизм), который нормализуется под влиянием препаратов, тормозящих синтез простагландинов (индометацин).

Гиперкортицизм (синдром Иценко-Кушинга и болезнь Иценко-Кушинга) — синдром, развивающийся в результате гиперфункции коры надпочечников, проявляющийся атипичным ожирением («буйволово» ожирение), артериальной гипертензией, остеопорозом, гипергликемией. Причинами гиперфункции могут быть: изменения в гипоталамусе, базофильная аденома передней доли гипофиза, опухоли коры надпочечников (аденома, рак) и другие опухоли, продуцирующие полипептиды, по строению и действию близкие к АКТГ, длительный прием глюкокоргикоидов.Клиническими симптомами повышенной секреции глюкокортикоидов являются: ожирение, замедленный рост, остеопороз, полицитемия, снижение толерантности к углеводам. На коже живота, плеч, бедер появляются синюшно-багрового цвета полосы растяжения (стрии). Избыточный синтез андрогенов вызывает гирсутизм, вирилизацию (преждевременное оволосение по мужскому типу), появляются угри. Следствием повышенной секреции альдостерона является высокое АД, которое приводит к изменению сосудов глазного дна (детский окулист — осмотр в поликлинике «Маркушка»), почек, нарушению мозгового кровообращения, гипернатриемии и гиперхлоремии.

Феохромоцитома — опухоль, секретирующая катехоламины (адреналин, норадреналин) и происходящая из хромаффинных клеток. Чаще источником ее служит мозговое вещество надпочечников, реже — абдоминальная симпатическая цепочка на уровне нижней брыжеечной артерии или ее бифуркации и другие симпатические ганглии. Часто это наследственное заболевание с аутосомно-доминантным типом наследования, нередко ассоциируется с другими синдромами и опухолями. Для феохромоцитомы характерны приступообразные гипертонические кризы, в момент приступа — бледность, тошнота, рвота, боли в животе, могут быть полиурия и полидипсия.

Диффузный токсический зоб (базедова болезнь) — органоспецифическое аутоиммунное заболевание, проявляющееся повышением продукции тиреоидных гормонов щитовидной железой (необходим осмотр детского иммунолога — поликлиника «Маркушка»). Клиническая картина заболевания характеризуется синдромами поражения нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, глазными симптомами, увеличением щитовидной железы. Изменения со стороны нервной системы проявляются жалобами на плохой сон и быструю утомляемость, вегетативными сдвигами — потливостью, чувством жара, повышением температуры до субфебрильных цифр, тремором пальцев рук, век, языка, повышенной возбудимостью, неустойчивым настроением. Тахикардия является ранним и постоянным признаком заболевания, сохраняется во время сна, нарастает параллельно тяжести заболевания, пульс высокий и быстрый, систолическое артериальное давление повышено, диастолическое снижено, тоны сердца усилены, над сердцем прослушивается систолический шум. Синдром желудочно-кишечных расстройств характеризуется «волчьим» аппетитом, не сопровождающимся прибавкой массы тела (напротив, ребенок худеет), появлением жажды, дисфункцией желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей, гастроптоз, пилородуоденоспазм, поносы), увеличением печени.

Сердечно-сосудистая гипертензия

Стеноз перешейка аорты как причина гипертензии легко диагностируется по повышению АД на верхних конечностях, в то время как на ногах пульс малый или отсутствует и артериальное давление снижено. Диагноз подтверждается сонографией с допплерографией. Открытый артериальный проток (боталлов) сопровождается повышением АД из-за увеличения минутного объема крови.

Повышение АД при поражении мозга (энцефалите, травме мозга, опухоли) никогда не бывает единственным симптомом и поэтому не представляет диагностической проблемы.

Гипертензия как один из симптомов отравления (ртутью, таллием, мышьяком), после исключения наиболее частых причин повышения АД, диагностируется по экскреции с мочой или уровню в крови соответствующих металлов.

Как и взрослые с гипертензией, дети требует комплексного подхода, включающего образование пациента и его семьи относительно нефармакологических мероприятий, и антигипертензивных препаратов. Осуществляется мониторинг побочных эффектов медикаментозной терапии и реакции на лечение. Эти мероприятия требуют много времени, но необходимы, так как гипертензия может быть только первым проявлением серьезного сердечно-сосудистого заболевания в будущем. Как и при других хронических патологических состояниях, в детском возрасте правильная диагностика и тщательное лечение может предотвратить заболевание у взрослого. Физические упражнения часто рекомендуются для лечения гипертензии и играют важную роль в лечении детей с гипертензией. Обзоры эффекта физических упражнений показывают, что умеренные упражнения снижают повышенное и нормальное артериальное давление. Подчеркивается, что аэробные упражнения такие как бег, прогулки и велосипед предпочтительны при гипертензии. Тогда как статические упражнения (например, подъем тяжестей) могут приводить к острому подъему КД. Обычно удаётся найти вид физических упражнений, которые нравятся ребенку и вписываются в план лечения. Часто ребенок эпизодически занимается такими упражнениями и остается только увеличить время занятий, чтобы достичь антигипертензивного эффекта. В общем 4 или более 30-минутных занятий в неделю оказывается достаточно.

Роли диетических мероприятий в лечении гипертензии уделялось много внимания в последнее время. Многие исследования фокусировались на роли соли. Тем не менее, дебаты о роли избыточного употребления соли в генезе гипертензии остались неразрешенными. Многие взрослые и дети с гипертензией сольчувствительны и, наверное, в этом случае стоит ожидать положительного эффекта от снижения потребления соли. Другие диетические составляющие – калий и кальций имеют антигипертензивный эффект. Поэтому диета со сниженным содержанием соли, но обогащенная калием и кальцием более эффективна, чем диета, в которой снижено содержание только соли.

Фармакотерапия.

Решить когда ребенок с гипертензией нуждается в фармакотерапии – наиболее важный шаг в его лечении и наблюдении. Как показано на таблице 6, каждый ребенок с симптоматической гипертензией, вторичной гипертензией и поражением органов –мишеней, который не уступает нефармакологическим мерам, должен получать антигипертензивные лекарственные средства. Другие факторы, такие как ожирение или семейная гипертензия могут повлиять на принятие решения. Необходимо иметь в виду замечания НОВКД относительно начала медикаментозной антигипертензивной терапии: «Остаётся нерешенным главный вопрос относительно долговременных эффектов медикаментозного лечения детей и подростков. должна быть установлена определенная потребность перед началом гипотензивной терапии. на первом или втором десятилетии жизни. » Перед началом антигипертензивной терапии необходима консультация специалиста в области лечения КГ у детей.

Когда назначено медикаментозное лечение, необходимо следовать следующим принципам: Прежде всего, необходимо включать немедикаментозные меры воздействия в каждый план лечения ребенка с гипертензией. Как указывалось выше, потеря веса, аэробные упражнения и диетические изменения играют важную роль в лечении.

Второй важный принцип. Медикаментозная терапия должна максимально хорошо переноситься и обладать минимальными побочными эффектами. Это означает, что нужно отдавать предпочтение медикаментам пролонгированного действия над короткодействующими лекарственными средствами. Нужно отдавать предпочтение агентам с предсказуемыми побочными эффектами, которые могут быть предотвращены (например, диуретики у подростков-атлетов).

Так же как при лечении гипертензии у взрослых, при применении антигипертензивных препаратов применяется пошаговый подход к лечению. Его принцип состоит в том, что доза препарата повышается до тех пор, пока не будет, достигнут контроль над КД или пока не появятся побочные действия препарата. В том случае, если контроль над КД не достигнут, добавляют медикамент из другой фармакологической группы, повышая его дозировку согласно изложенным выше правилам. Препарат для начала терапии выбирают с учетом патогенеза гипертензии у данного ребенка. Вазодилятатор назначают при ренальной гипертензии связанной с острым гломерулонефритом. Для детей с диабетом выбирают ангиотензин конвертирующий энзим антагонист ангиотензиновых рецепторов. Выбор стартового препарата наиболее важен для детей с первичной гипертензией. У взрослых, в отличие от детей, проведено много исследований относительно схем антигипертензивной терапии. Тем не менее, последние публикации концентрируются в основном на применении блокаторов кальциевых каналов и ингибиторах ангиотензин-конвертирующего энзима, как на подходящем первоначальном выборе. Тем не менее окончательный выбор препарата остаётся за практикующим врачом. К счастью FDA в 1997 призвала спонсировать исследования в области антигипертензивной терапии у детей. Эти исследования увеличили количество информации относительно педиатрических дозировок, безопасности, эффективности антигипертензивных средств в детском возрасте.Учитывая большое количество медикаментов на рынке необходимо хорошо изучить 1 –2 препарата в каждой фармакологической группе, чтобы в дальнейшем с уверенностью их назначать. Кроме того, только те препараты, о которых имеются педиатрические данные, должны назначаться врачом общей практики.

Недавние публикации результатов ALLHAT (Antihypertensive and Lipid-Lowering Treatment to Prevent Heart Attack Trial антигипертензивная липидоснижающая терапия для предотвращения сердечных приступов), которые показали, что диуретики в отличие от других антигипертензивных препаратов чаще дают необычные реакции по сравнению с другими антигипертензивными средствами. Многие авторитетные педиатры возражают против диуретиков, как препаратов первого выбора у детей с гипертензией, кроме тех случаев, когда они, несомненно показаны. Чтобы решить этот вопрос, и определиться со стартовым препаратом при гипертензии у детей, нужны дополнительные исследования.Оптимальное КД, которое является целью антигипертензивной терапии не определено. У взрослых большинство авторитетов рекомендуют достигнуть нормотензии, если это возможно, а при ренальной гипертензии и диабете рекомендуется достигать несколько пониженного давления. Эти рекомендации основаны на клинических данных полученных при застойной сердечной недостаточности и сердечной смерти, которые к счастью не часто встречаются у детей. Отсутствие четких клинических данных приводит к отсутствию консенсуса в отношении целей антигипертензивной терапии у детей. Например, второй доклад НОВКД рекомендует снижать до 90 перцентиля или ниже, а Рабочая Группа рекомендует лечить до показателей ниже 95 перцентиля. Наверное, целесообразно снижать давление ниже 90 перцентиля, если у ребенка имеет место вторичная гипертензия или поражения органов мишеней гипертензии. Если эти состояния не существуют, может быть достаточным снижение до 95 перцентиля. Повторные амбулаторные измерения КД могут быть крайне полезны, чтобы убедиться в том, что цель лечения достигнута.Важным дополнительным аспектом медикаментозной терапии является продолжающийся мониторинг кровяного давления (особенно дома), контроль над побочными действиями терапии, рекомендации относительно других факторов кардиоваскулярного риска, и постоянный акцент на нефармакологических мероприятиях. Некоторые пациенты нуждаются в повторных лабораторных исследованиях. Например, ингибиторы ангиотензин — конвертирующего энзима и блокаторы ангиотензиновых рецепторов могут вызывать гиперкалиемию и повышение креатинина в сыворотке, основные метаболические показатели (электролиты, азот крови, креатинин) должны исследоваться каждые шесть – десять дней от начала терапии и каждые шесть – двенадцать месяцев в дальнейшем. Так как у многих детей с гипертензией отмечается гиперлипемия, необходимо через такие еже интервалы исследовать липидный спектр. Как отмечается в недавних рекомендациях Американской сердечной ассоциации, комплексный подход необходим для профилактики кардиоваскулярных заболеваний и такая профилактика должна начинаться уже в детском возрасте. Повторные эхокардиограммы должны осуществляться ежегодно у детей с начальной стадией гипертрофии левого желудочка и каждого ребенка, у которого кровяное давление не снижается под действием терапии. У отдельных пациентов может оказаться обоснованной так называемая постепенно снижающаяся терапия после длительного периода стабилизации КД. Конечной целью в этом случае будет полное прекращение медикаментозного лечения. Дети с первичной гипертензией, особенно с ожирением, которые успешно снизили вес, являются наилучшими претендентами на постоянно снижающуюся терапию. Таким пациентам может потребоваться длительный мониторинг показателей КД, так же как и продолжение нефармакологических мероприятий. Некоторым пациентам может потребоваться хирургическое вмешательство для лечения гипертензии. К таким пациентам относятся лица с реноваскулярной гипертензией, коарктацией аорты и другими вторичными формами гипертензии. В том случае, если становится очевидным наличие такого состояния, ребенок должен быть переведен в детскую больницу или другое учреждение, где имеются детские хирурги и другие специалисты.

Ранний контроль гипертензии

Обращаем внимание на следующие замечания относительно педиатрической гипертензии

Повышение настороженности относительно возможности гипертензии у детей в сочетании с повышением распространенности факторов риска гипертензии, таких как, например ожирение приведет к более частой диагностике повышенного КД у детей, чем ранее.

Тщательное измерение КД и тщательное обследование детей со стойкой гипертензией, позволит идентифицировать детей, которые нуждаются в лечении.

Хотя количество информации о гипертензии у детей недостаточно, быстро возрастает количество данных относительно применения антигипертензивных препаратов у детей, что позволит уверенно лечить гипертензию.

Обычно комбинация фармакологических и нефармакологических мер приводит к удовлетворительному контролю над гипертензией и обеспечивает нормальное качество жизни.

Детская гипертония

Как вовремя распознать гипертонию у вашего ребенка и какие принять меры?

Рассказывает доктор медицинских наук, врач-кардиолог восстановительного лечения клиники "Здоровое сердце" в г. Днепропетровске Михаил Борисович Марьясин.

– Ребенок-гипертоник. Согласитесь, это звучит несколько неожиданно.

– Как бы это ни звучало, но проблема существует, и с нею сталкивается не так уж мало семей. Давление может "подскочить" и в пятнадцать, и в десять, и в пять лет, и даже в младенчестве. Важно вовремя обнаружить болезнь и провести необходимое лечение.

– А что принято считать нормой?

– Девочки, как правило, рождаются с давлением 66 на 55, мальчики – 71 на 55 мм рт. ст. В течение первого года жизни повышается в основном систолическое давление, то есть давление во время активного сокращения сердца – его еще называют "верхним". Оно достигает 90–92. Это можно считать нормой. До 7 лет увеличение артериального давления (АД) идет медленно, а затем нарастает более быстрыми темпами, достигая к 16–18 годам величин, характерных для взрослого. Если происходит именно так, то оснований для тревоги нет.

Следует помнить, что даже нормальное кровяное давление подвержено значительным индивидуальным колебаниям. Так, к примеру, у подростков верхний уровень может быть в пределах 100–140 мм рт. ст. а нижний – в пределах 70–90. Такие же колебания наблюдаются и у более младших детей, поэтому индивидуальные значения приходится сравнивать по специальным таблицам, в которых указан нормальный разброс показателей для каждого возраста. Лучше, конечно, сделать это вместе со специалистом.

– Теперь, если можно, об отклонениях от нормы. Какое давление следует считать повышенным?

– Существует такое понятие, как "предгипертензия". Это состояние, когда в подростковом возрасте давление превышает 120 на 80. Здесь уже, как говорится, нужно бить тревогу.

– Как часто и с какого возраста следует измерять ребенку давление?

– Это не помешает делать регулярно всем детям старше трех лет. У более младших АД контролируется лишь в случае необходимости – при недоношенности, низком весе при рождении, осложненном течении беременности и родов, при врожденных заболеваниях сердца и почек.

Давление детям, так же как и взрослым, надо измерять в спокойном состоянии, после 5–10-минутного отдыха. Можно лежа или сидя, но при последующих измерениях – обязательно в той же позиции.

Измеряют давление обычным тонометром. Но для детей важен размер манжеты – ее ширина не должна превышать 2/3 длины плеча. Использование "взрослой" манжеты может привести к ошибкам.

Особенно трудно определить давление у самых маленьких – они, как правило, слишком подвижны и беспокойны. В этом случае более точны так называемые объективные методы – осциллографический и ультразвуковой. Но это, как вы понимаете, в домашних условиях невозможно сделать.

– Скажите, что может стать причиной повышения давления у ребенка?

– Причины могут быть самыми разными, и чаще всего это зависит от наследственности, возраста и некоторых внешних факторов. Что касается грудных младенцев, то, к примеру, доказано, что риск развития гипертонии у малыша значительно повышается, если мать курит во время беременности. А вообще гипертония у детей встречается в двух формах: первичной, то есть не имеющей видимой причины, и вторичной, связанной с какими-либо патологиями. И поскольку лечение этих двух разных форм различно, то очень важно выявить именно причину заболевания.

К вторичной гипертонии чаще всего приводят хронические заболевания почек, врожденные пороки развития аорты. Гипертонией сопровождаются эндокринные заболевания – усиление функции щитовидной железы, надпочечников. Потенциальными гипертониками считаются и дети с вегетососудистой дистонией, которая, как известно, встречается сейчас довольно часто.

К повышению АД может привести и прием некоторых лекарств, которыми мы, часто особо не задумываясь, пичкаем детей. Так, при передозировке сосудорасширяющих капель в нос, даже таких банальных, как санорин или галазолин, а также некоторых средств от насморка происходит сужение не только сосудов слизистой носа, для чего они, собственно, и созданы, но и всех артерий. Это ведет к повышению давления и риску развития гипертонии.

Первичная гипертония выявляется у детей обычно в начальной стадии, когда с болезнью можно справиться достаточно легко. И здесь очень многое зависит именно от родителей, которые должны постоянно контролировать поведение ребенка, его эмоциональное состояние. Во многих случаях можно даже говорить не столько о болезни, сколько о повышенной индивидуальной реакции ребенка на некоторые стимулы, которые для других его сверстников являются обычными. Или вызывают лишь незначительное и кратковременное повышение давления. Чаще всего это физические нагрузки и эмоциональное возбуждение. И такие эмоции во многом связаны с наследственными особенностями. Дети, чьи родители страдают гипертонией, рискуют больше.

Важно помнить также, что гипертония чаще бывает у детей с избыточным весом и со склонностью к ожирению. У таких ребят на протяжении всего подросткового периода уровни давления держатся на верхней границе нормы. Повзрослев, они неизбежно становятся гипертониками.

Но все это отнюдь не повод для отчаяния: зная особенности давления ребенка, можно так построить его режим, чтобы ослабить неблагоприятные наследственные влияния. Ведь повышению давления способствуют не только они, но и такие управляемые факторы, как стрессы и усиленная учебная нагрузка, избыточный вес, сидячий образ жизни, низкая физическая активность – то есть все то, что вполне поправимо.

Болезнь у детей часто носит преходящий характер – это так называемая 1А стадия гипертонии, которая вызывается усиленной работой сердца. И при нормализации режима давление обычно снижается. Реже встречается 1Б стадия, когда сужаются также и мелкие сосуды – к примеру, при осмотре глазного дна. Привести в норму АД у таких ребят можно лишь с помощью лекарств – упорядочение режима хотя и важно, но само по себе недостаточно.

– Какие именно лекарства вы можете порекомендовать?

– Есть несколько групп препаратов, с помощью которых можно стабилизировать давление. Во-первых, его снижают мочегонные средства, среди которых можно выделить гипотиазид и фуросемид. Во-вторых, блокаторы симпатической нервной системы – анаприлин, фентоламин, атенолол. Они расширяют сосуды и позволяют сердцу работать "спокойнее". А спазм можно снять с помощью капотена или энапа.

Впрочем, подбор лекарств лучше предоставить специалисту, поскольку это требует учета многих важных нюансов. Задача родителей – проследить за выполнением режима и регулярным приемом препаратов. Последнее очень важно, так как дети свою болезнь не ощущают и поэтому не хотят лечиться.

Важен также психологический момент. Если ребенок впечатлительный, постарайтесь успокоить его и убедить в том, что это не серьезная болезнь, а временное отклонение от нормы. И что все можно поправить, если хорошенько постараться. Ребята вполне могут лечиться в условиях поликлиники и, как правило, не нуждаются в освобождении от занятий в школе. Пребывание в безделье лишь усиливает тревожные опасения и ненужное самокопание, что само по себе не способствует выздоровлению. Весьма полезны различные виды психотерапии: обучение определенным способам расслабления, правильного дыхания, освоение формул самовнушения. Не менее важно научить ребенка разумно вести себя в разных ситуациях. Это достигается путем тренировок, во время сеансов так называемой поведенческой терапии. Как только подросток станет более уверенным в себе, у него исчезнет чувство фатальности и трагичности происходящего. А это уже половина успеха.

– А какие профилактические меры нужно принять, чтобы не допустить гипертонии у ребенка?

– Здесь тоже все зависит от возраста. К примеру, для самых маленьких наилучшей профилактикой является грудное вскармливание. Это особенно важно для недоношенных детей: если кормить их грудным молоком как можно дольше, то шансы не пополнить впоследствии ряды гипертоников неизмеримо возрастают.

Для более старших главная профилактическая мера предупреждения гипертонии – устранение факторов, ее обуславливающих. Это, как я уже говорил, усиленная учебная нагрузка. Подмечено, к примеру, что в физико-математических школах детей с повышенным давлением в два-три раза больше, чем в обычных. Частоту развития гипертонии снижают занятия физкультурой и спортом, достаточно высокая двигательная активность в быту. Следите, чтобы ваш ребенок поменьше сидел у телевизора и за компьютером, а больше бывал на свежем воздухе и больше двигался. Особенно это важно для детей с неблагоприятной наследственностью. Спасительно чередование умственной работы с активными физическими периодами – такая разрядка помогает снять стресс и нормализовать давление.

Известно, что главный "помощник" гипертонии – поваренная соль. Конечно, трудно "переучить" ребенка, привыкшего к соленой пище, но делать это надо. А лучше всего воспитывать вкус заранее, с первого-второго года жизни, когда формируются вкусовые предпочтения. Если в это время давать ребенку малосоленую пищу, то в последующем он будет достаточно умеренным в этом отношении.

Критические уровни давления для детей разного возраста

Возраст АД (в мм рт. ст.)

3–5 лет 116 на 76

6–9 лет 122 на 78

10–12 лет 126 на 82

13–15 лет 136 на 86

16–18 лет 142 на 92

Детская гипертония (синдром отличника)

Нам хочется, чтобы дети хорошо учились по всем предметам. И правда, почему бы нет? Программа средней школы рассчитана на нормально развитых детей, а не на гениев. Но школьник не может быть всегда и во всем успешен. И иногда неоправданные требования взрослых вызывают у детей протест, который может выражаться в виде болезни, зачастую – гипертонии.

Специалисты выявили закономерность: у детей, которые или сами, или под нажимом родителей стремятся быть лучшими учениками в классе, часто появляются проблемы со здоровьем.

Получать одни пятерки по всем предметам трудно хотя бы в силу физиологических особенностей. Например, бывает так: хорошо развитый ребенок по природе визуалист, он плохо воспринимает материал на слух, из-за чего иногда получает плохие оценки. Кроме того, на отметках сказываются склонности и способности ученика: по любимым предметам у него пятерки, а по другим он до них не дотягивает. Но, желая угодить старшим, старается изо всех сил. Детская психика, не справившись с такой сложной задачей, начинает протестовать. Ребенок хандрит, жалуется на боли то тут, то там, иногда может резко подскочить температура. А все дело в том, что он не хочет идти в школу, ему там некомфортно.

Диагноз: детская гипертония

Исследуя здоровье детей, врачи обнаружили настораживающую тенденцию. Из-за непомерных амбиций (в основном внушенных взрослыми) у школьников может повышаться артериальное давление. Детская гипертония, о которой родители даже не догадываются, чревата риском инсульта в старшем возрасте.

В нашей стране уже более пяти лет проводится мониторинг психологического и физического состояния школьников. Это совместный проект Академии наук, Академии медицинских наук и Академии образования. Специалисты хотят выяснить, как влияет пребывание в школе на уровень стресса у детей. Стрессовые показатели сравнивают со статистикой соматических заболеваний. В эксперименте участвуют несколько общеобразовательных школ Москвы и Иркутска.

В начале и в конце учебного года детям измеряют артериальное давление. В начале года показатели давления у большинства учеников соответствуют норме – 90/60. Но к концу учебы у некоторых школьников, начиная с 10-11 лет, отмечалось повышенное давление. Больше всего гипертоников оказалось среди старших подростков. После летних каникул у многих давление нормализовалось, но примерно 5% детей из числа обследуемых получили диагноз «детская гипертония».

Норма давления у детей

У новорожденного средние показатели артериального давления составляют 80/50 мм рт. ст. По мере взросления эти показатели постепенно увеличиваются. У детей 8-10 лет норма систолического давления составляет 76-99 мм рт. ст. диастолического – 43-61 мм рт. ст. В 11-13 лет эти цифры повышаются до 83-108 и 45-65 соответственно. У подростков от 14 до 17 лет артериальное давление должно быть в пределах 90-117/50-70 (усредненный показатель – 90/60).

Артериальное давление зависит также от региона проживания ребенка, от состава почвы и воды. В Иркутской области, где находится самое большое в мире пресноводное озеро Байкал, в питьевой воде меньше соли. Этим объясняется меньшая предрасположенность в этих местах к гипертонии.

Согласно клиническим данным в целом по стране, у 5-10% детей отмечается повышение артериального давления. Считается что артериальная гипертония у детей в большинстве случаев вторична, то есть является следствием другой патологии. До пубертатного возраста (периода полового созревания) это могут быть заболевания почек (около 70% случаев), эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы. У подростков к возможным причинам повышения давления добавляются гормональная перестройка, увеличение продукции адреналина. Так что обычные для этого возраста дерзость, раздражительность, непослушание могут объясняться не плохим воспитанием, как склонны считать взрослые, а физиологией.

В большинстве случаев детская гипертония выявляется случайно, поскольку в стандарт обследования детей не включено измерение давления при любом визите в поликлинику. Однако при внимательном наблюдении за ребенком родители могут заметить признаки повышения артериального давления и проверить свои опасения с помощью тонометра.

Обычно такие дети жалуются на плохое самочувствие, утомляемость, боли в области сердца, головные боли и т. д. При обследовании у них выявляют тахикардию (учащение пульса) и функциональные шумы в сердце. У детей раннего возраста артериальная гипертония чаще протекает бессимптомно, лишь в тяжелых случаях она проявляется задержкой физического развития, признаками сердечной недостаточности, одышкой, рвотой, повышенной или пониженной возбудимостью, судорогами.

Профессор Любовь Колесникова, член-корреспондент РАМН, директор Научного центра проблем здоровья семьи и репродукции человека Сибирского отделения РАМН, рассказала о двух случаях из своей практики.

В Иркутске проводился эксперимент, в котором под наблюдением врачей находились два класса. В первом царила демократическая атмосфера, подростки уважали, но не боялись учителя. Во втором учитель держал класс в ежовых рукавицах, его авторитет был основан на страхе. Оказалось, что во втором классе значительно больше часто болеющих детей.

Другой случай, о котором рассказала Колесникова, связан с маленьким пациентом, у которого было обнаружено нарушение сердечного ритма. При проведении суточного мониторинга обнаружилось, что, когда он дома садился за уроки по математике, в его сердечном ритме возникали экстрасистолы. Как выяснилось, у мальчика был конфликт с учительницей математики, что отразилось на его здоровье. Помимо всего прочего, какая уж тут любовь к предмету, если при одной мысли о нем сердце дает сбой!

Цветы против гипертонии

Профессор Колесникова категорично заявляет: никаких лекарств! Не надо прописывать детям взрослые препараты. В руководимом ею центре применяется метод биологической обратной связи. Это компьютерная система, программное обеспечение для которой разработали новосибирские ученые во главе с профессором М.Б.Штарком из НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН. Ребенок приходит в лабораторию, ему надевают датчики, и он садится перед компьютером. Врач поочередно дает юному пациенту задания, которые учат его распознавать свои эмоции и справляться с ними – продуктивно реагировать на обиду, агрессию, а не хранить их в подавленном состоянии. Такие навыки очень важны – ведь поместить ребенка в идеальные условия вряд ли возможно.

Вот врач просит ребенка расслабиться, успокоиться. Это и взрослому выполнить непросто, но когда у ребенка получается, перед его глазами распускается цветок. Эта игра увлекает каждого. Как отмечает профессор Колесникова, на сегодня это один из лучших немедикаментозных методов лечения ребят, страдающих гипертонией. Но успех, как и в школе, достигается только тогда, когда маленький пациент хочет добиться его сам, а не подчиняется диктату со стороны.

Что Принимать При Гипертонии Йодом

детская гипертония

Написать ответ