Восстановление речи после инсульта логопед

Стандартный

Помощь логопеда в реабилитации после инсульта

В это время логопеда найти не сложно. Они имеются во всех областных больницах, а также и в неврологических отделениях городских больниц и районных поликлиник.

Начинать логопедические занятия лучше всего в первые две недели после инсульта. Потому что в этом периоде восстановительное обучение будет иметь наибольшую эффективность.

Помощь близких

Перед занятиями с больным нужно спокойно поговорить, подготовить его к выполнению заданий, успокоить его.

Рекомендации

1. В присутствии больного надо обговаривать вопросы, затрагивать такие темы, чтобы они касались его, но не травмировали.

Например, обсуждать любимые телевизионные сериалы или передачи больного. Ни в коем случае не упоминайте о его повреждении речи.

2.Помогите почувствовать больному, что он не один, что вы тоже помогаете ему, делаете для него все необходимое.

Говорите при нем негромко и спокойно, чтобы он прислушивался к речи близких ему людей.

3. Часто больные не понимают речь, поэтому и не идут на контакт. В этом случае надо показывать больным картинки. на которых изображены различные предметы, животные, растения. Обязательно должны быть подписи к ним, написанные на небольших листах бумаги. Сначала эти подписи больной должен разложить к картинкам, которые обозначают их слова. Позже он должен читать эти подписи вслух.

4 . Всегда хвалите его за выполнения заданий, но не ругайте, когда что-то не получается — это может травмировать его.

5. Следующее задание заключается в том, что больному задают предмет (говорят вслух), а он должен найти его в помещении и показать.

6. После этого больного обучают словам, которые близки по звучанию, например, «ложка — кошка», «стул — стол» и т.д.

7. Следующие задание — восстановление понимания речи на слух. С больным надо заводить разговоры на темы дня. Например спросить, не хочет ли он есть, причесаться. Надо попросить его выпеть лекарство, подать ложку.

8. Через некоторое время после инсульта (2-4 недели) больной уже может смотреть телевизионные передачи или слушать радио — это тоже стимулирует восстановление понимание речи.

9. Следующие задание — это пение песен, которые больной хорошо знает. Вы сначала должны спеть ему первый куплет, только четко. За вторым разом больной должен вам подпевать.

10. И, наконец, задание по повторению простых фраз, тема которых касается событий дня: «Сегодня приходил врач. Мне уже лучше «.

Главное, чтобы вместе с близкими занимались опытные логопеды.

Афазия. Восстановление речи после инсульта, черепно-мозговой травмы

На ваши вопросы отвечает логопед-дефектолог Коваленко Т.А.

Что такое афазия?

Афазия — это полная или частичная утрата речи, которая возникает в результате очаговых поражений головного мозга, охватывает все языковые уровни, включая лексику, грамматику, синтаксис, фонетику, а также влияет на ее связи с другими психическими процессами. К такому тяжелому нарушению речи могут привести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • Черепно-мозговые травмы, контузии;
  • Нейроинфекционные заболевания;
  • Опухоли головного мозга, кисты, ангиомы;
  • Интоксикации (наркотические, токсические).

Кто чаще всего обращается за помощью?

По статистике, конечно, чаще обращаются взрослые и пожилые люди. Но в моем опыте были и дети, и подростки. Согласно мировой статистике, отмечается увеличение числа больных с инсультом и их омоложение.

Что бы Вы посоветовали в первую очередь предпринять, если случилась такая ситуация, и человек утратил речь, полностью или частично? Как быстро надо начинать реабилитацию?

Если близкие, родные или знакомые увидели отклонение в состоянии сознания человека, частичную или полную утрату речи, то необходима экстренная госпитализация, а также оказание комплексной специализированной помощи, в которую входит лечение больного, максимальное восстановление или компенсация утраченных функций (медикаментозное лечение, массаж, ЛФК, занятия с логопедом — логотерапия, а также психотерапия). То есть нужно начинать заниматься с логопедом-афазиологом на больничной койке (Прим. администрации Центра Ember: в нашем Центре практикуется выезд логопеда-афазиолога прямо в больницу).

Где может человек с афазией получить помощь, в каких учреждениях? Это платно или бесплатно?

Человек, перенесший инсульт, попадает в острое неврологическое отделение. Как правило, логопеды-афазиологи входят в штат таких отделений. После выписки пациент может получить логопедическую помощь при обращении в районную поликлинику, а также в центрах реабилитации, где оказывается бесплатная медицинская помощь. К сожалению, бесплатно в таких центрах можно получить лишь короткий курс занятий с логопедом, и родственникам больного приходится искать специалиста в речевых центрах с выездом на дом.

Кто должен осуществлять сопровождение человека с афазией, какие специалисты? Какие мероприятия должны входить в курс коррекции? Какую роль играет логопед?

Прежде всего больному с афазией нужна поддержка близких людей, благоприятный эмоциональный фон, желание родных помочь своему близкому, поддержать его в трудную минуту. В восстановительной программе должны участвовать: невролог, клинический психолог, психотерапевт, логопед-афазиолог. В этот курс входят мероприятия, предполагающие индивидуальную и групповую логотерапию, психокоррекционное воздействие, мероприятия по социально-бытовой реабилитации.

В зависимости от очага поражения, его места, назначается план работы: растормаживание речи, работа над устной и письменной речью, а также использование компьютерных программ для «домашней работы».

Какое образование, квалификация должна быть у логопеда, чтобы он мог качественно оказать помощь при афазии?

К работе с такими больными допускается логопед, прошедший курс повышения квалификации по афазии.

От чего зависит прогноз? Какова обычно длительность реабилитации? Всегда ли реабилитация успешна?

Всё зависит от тяжести заболевания и места поражения головного мозга. В случае легкой степени при первичном инсульте речь и психические функции могут быть не затронуты. При тяжелой степени афазии требуется длительный восстановительный курс, который может растянуться на годы.

Как на Ваш взгляд лучше — когда логопед приезжает на дом к клиенту или клиент приезжает заниматься в центр? Что полезнее и почему?

Что касается взрослых пациентов, место проведения занятий никак не влияет на результат. К сожалению, часто бывает так, что чувствуя собственную немощность, пациент бросает занятия с логопедом-афазиологом, не видя быстрого результата. Это очень большая ошибка. И когда нет воздействия на такого человека со стороны близких и окружающих, то очень маловероятно, что он вернется к прежней жизни, которая у него была. Поэтому, если это будут занятия в Центре, которые будут стимулировать его ходить, придерживаться определенного распорядка, режима, то это будет его организовывать с точки зрения эмоционального настроя и самодисциплины.

Поделись ссылкой с друзьями!

Логопед для взрослых: как восстановить речь после травмы или болезни?

Много лет медики ищут пути к восстановлению способности нормально говорить у таких пациентов и в последнее время достигли значительных успехов.

Этапы большого пути

Чтобы восстановить утраченную речь, нужно прежде всего понять, каким образом она формируется, какие органы и структуры мозга участвуют в ее возникновении и выражении. В отечественной науке первым, кто наметил контуры и основные звенья той «цепочки», которая заканчивается формированием речевого сообщения, был выдающийся психолог Л. С. Выготский. Сначала возникает мотив – желание, оно понуждает мозг к созданию некоего общего замысла, который получает выражение в форме внутренней речи – будущего высказывания в свернутом виде.

И лишь затем возникает речевая структура, которая воплощается в конкретную фразу. Этот процесс можно было бы сравнить с конвейером, на который сначала поступает бесформенный кусок пластмассы, проходящий различные стадии обработки и превращающийся в итоге в вещь, окрашенную в определенный цвет. Это эмоциональная окраска речи – ее интонационное богатство, акценты, позволяющие передать оттенки смысла.

Этот процесс ежесекундно осуществляется в мозге любого здорового взрослого человека: и для того, чтобы задать вопрос о цене сахара, и для того, чтобы произнести монолог актера.

Основоположник российской нейропсихологии А. Р. Лурия исследовал каждый компонент формирования речи и механизм их взаимодействия между собой. Оказалось, что в этом процессе главную роль играют смысловые связи. Если эти связи не работают хотя бы частично, происходит нарушение как восприятия речи, так и ее воспроизведения.

Например, мозг здорового человека реагирует на слово «доктор» почти так же, как на слова «врач», «лекарь», «медик». Когда же нормальные функции мозга нарушены в результате травмы, инсульта, влияния сильнодействующих препаратов, то человек скорее отреагирует на слово «диктор», которое по звучанию похоже на слово «доктор».

Общий язык

Лурия А. Р. разработал систему методов, позволяющих изучать нарушения речи у пациентов и выделять те этапы формирования речевого сообщения, которые нарушены при различных повреждениях мозга.

Сначала изучается так называемая спонтанная речь, то есть врач наблюдает за тем, каким образом пациент выражает свои просьбы, пожелания, пытается поделиться с окружающими какой-то информацией. Затем врач вступает в диалог с пациентом, предлагая ему вопросы, на которые тот должен ответить. Вопросы бывают двух типов: одни уже сами в себе содержат ответ («Вы гуляли сегодня?»), другие требуют формулирования самостоятельного речевого сообщения («Какие заболевания вы перенесли в детстве?»).

На третьем этапе больному предлагают повторять последовательности слов и предложений. Это необходимо для того, чтобы выявить трудности с воспроизведением отдельных речевых единиц. Следующий, очень важный этап исследования заключается в том, что пациенту предлагают либо называть указанные предметы, либо проверяют, не испытывает ли он затруднений с припоминанием слов в процессе связного высказывания. Это нужно для классификации речевых нарушений при поражениях мозга.

Ключевой подход к этой проблеме предложил известный лингвист Р. О. Якобсон. Он исходил из того, что человеческая речь имеет две основные формы организации: одна определяет связность высказывания, другая – кодирование смысловых понятий. Поэтому, по его предположению, нарушения речи могут быть разделены на две большие группы: те, которые нарушают связность высказывания, и те, которые сохраняют правильные связи слов между собой, но нарушают саму систему кодирования.

Наблюдая больных, Лурия пришел к выводу, что передние отделы речевой зоны коры головного мозга «отвечают» за связность речи, задние отделы – за смысл речевого сообщения. Однако четкой «привязки» определенных участков мозга к характерным речевым нарушениям быть не может: этот процесс слишком сложен и состоит из многих компонентов.

Нейрореабилитация сегодня

Все эти методы легли в основу организации работы нейрореабилитационной службы, занимающейся лечением больных с нарушениями речи и других сложных функций мозга после травмы и инсульта. С больным, у которого пострадали речевые зоны мозга, работают не только высококвалифицированные неврологи, психиатры, специалисты по восстановительной терапии, но и психологи, педагоги, логопеды. Только такая комплексная поэтапная реабилитация требует нескольких месяцев, а то и лет напряженных усилий врачей разных специальностей, самого пациента и его близких родственников, способна привести к восстановлению речевых способностей.

В 1987 году в Москве был создан Центр патологии речи (с 1992 года – Центр патологии речи и нейрореабилитации), которым руководит академик РАО Виктор Маркович Шкловский. Это крупнейшее в Европе лечебное учреждение такого профиля. Сюда поступают со всей страны тяжелые больные с последствиями инсультов и черепно-мозговых травм, дети с нарушениями речи, памяти, внимания и других высших психических функций.

386 сотрудников разных специальностей осуществляют комплексную программу диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Центр также руководит работой по оказанию нейрореабилитационной помощи в Москве и Российской Федерации.

Для восстановления нормальной работы мозга используются высокотехнологичные нейропсихологические методы, которые позволяют исследовать высшие психические функции мозга пациента. На первом этапе нейропсихологи изучают состояние памяти, внимания, познавательных способностей, речи, письма у пострадавшего, выясняют степень их нарушения, а также его интеллектуальные, волевые, эмоциональные особенности, чтобы сформировать индивидуальную программу реабилитации.

Нужный импульс

Новая методика, определяющая уровень постоянных потенциалов в мозге (УПП), позволяет врачам оценить уровень обмена веществ в разных участках мозговой ткани. Более высокие значения УПП говорят о повышении энергетических затрат в какой-либо области мозга, о высоком расходовании глюкозы. По этим маркерам можно судить о наличии или отсутствии резерва в определенных зонах, что помогает врачам подобрать для пациента индивидуальную схему медикаментозной терапии.

Исследование вызванных потенциалов головного мозга дает информацию о состоянии познавательных функций пациента, позволяет судить о степени их реабилитации в процессе лечения. Эта методика состоит в подаче определенных электрических импульсов к различным участкам мозга и регистрации его ответных всплесков электрической активности.

Транскраниальная магнитная стимуляция – метод, который позволяет при стимуляции мозга получить двигательную реакцию любой мышцы тела и «вычислить» время, за которое проходит сигнал от коры головного мозга до нервных корешков, стимулирующих сокращение мышцы. С помощью этих исследований можно дать предварительный прогноз восстановления некоторых функций у пациента.

ТОЛМАЧ — оповещатель речевой

Написать ответ